Письмо Минфина РФ и ФНС от 13 июня 2012 года № ЕД-4-3/9681@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- Об отсутствии оснований для применения норм Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 в отношении доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации налогоплательщиками, в том числе индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН.
- Ответ:
- В связи с поступающими от налоговых органов и налогоплательщиков вопросами о налогообложении доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, из источников за пределами Российской Федерации, Федеральная налоговая служба с учетом разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.05.2012 N 03-11-09/40 сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данную систему и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.
- В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.
- Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
- Таким образом, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации. Данная норма распространяется и на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
- Соответственно, данные налогоплательщики должны отражать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а по итогам налогового периода представлять в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- Международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения (далее - Соглашение) обычно предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыль от коммерческой деятельности, доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты, роялти, на имущество, доходы физических лиц).
- Так, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 применяется к налогам на доходы и имущество, подлежащим уплате в соответствии с законодательством каждого из государств, независимо от способа их взимания. При этом налогами на доходы и имущество признаются в соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения налоги, устанавливаемые на совокупный доход, совокупное имущество или на часть дохода или имущества, включая налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества. К таковым в случае Российской Федерации в Соглашении отнесены: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество физических лиц и предприятий. С учетом норм п. 4 ст. 2 Соглашение также применяется к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут установлены после даты подписания Соглашения.
- Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество и не содержит возможности зачета налогов, уплаченных за границей, тогда как реализация норм ст. 23 "Устранение двойного налогообложения" Соглашения является принципиальной, поскольку это является механизмом избежания двойного налогообложения - основной цели, обозначенной в названии Соглашения.
- В связи с вышеизложенным нормы Соглашения не распространяются на упрощенную систему налогообложения.
- Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 13.06.2012