» » » Письмо Минфина РФ от 01 июня 2012 года № 03-05-06-03

Письмо Минфина РФ от 01 июня 2012 года № 03-05-06-03


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 01 июня 2012 года № 03-05-06-03/49
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Физлицо обратилось в суд с исковым заявлением о признании сделки от 21.07.2009 недействительной и применении последствий недействительности сделки. Сделка совершена без ведома собственника автомобиля и в силу ст. 168 ГК РФ подлежит признанию ничтожной. Физлицо уплатило госпошлину в размере 200 руб. за иск неимущественного характера. Суд оставил иск без движения, сославшись на имущественный характер иска, потребовал указать цену иска и уплатить соответствующую госпошлину. Является ли иск о признании сделки с автомобилем недействительной и применении последствий недействительности сделки требованием имущественного характера? В качестве последствий недействительности сделки физлицо требует возврата автомобиля в собственность.
  3. Ответ:
  4. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения размера государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления о признании недействительной сделки с автомобилем и применении последствий недействительности ничтожной сделки и сообщает.
  5. Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос 4 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года разъяснил: поскольку иск о признании недействительными договоров купли-продажи или дарения, а также спор о применении последствий недействительности сделки связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
  6. Кроме того, в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признание ничтожной сделки недействительной и применение последствий недействительности (ничтожности) сделки является одним требованием. Данная позиция, в частности, подтверждена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.09.2006 по делу N Ф04-5048/2006(26097-А27-16).
  7. Учитывая изложенное, полагаем, что государственная пошлина при подаче физическими лицами в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требование о признании сделки с автомобилем недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, должна исчисляться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ - как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
  8. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, размер подлежащей уплате государственной пошлины исчисляется от цены иска.
  9. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в исковом заявлении должны быть указаны: цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
  10. Цена иска об истребовании имущества определяется исходя из стоимости истребуемого имущества (п. 2 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ).
  11. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч. 2 ст. 91 ГПК РФ).
  12. Статьей 333.20 НК РФ установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
  13. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.
  14. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  15. С.В.Разгулин
  16. 01.06.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 26 июня 2012 года № 03-03-06

Следующая новость - О направлении письма Минфина России от 09.06.2012 N 03-06-05-01