Письмо Минфина РФ от 03 сентября 2012 года № 03-03-06/4/95
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Саморегулируемая организация (ассоциация) является некоммерческой организацией, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Членами ассоциации являются организации - органы по сертификации лифтов, аккредитованные на соответствие Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 782. Члены ассоциации находятся на общей системе налогообложения.
- В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 53783-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации" орган по сертификации должен направить информацию о результатах оценки соответствия в аналитический центр лифтовой отрасли для ведения реестра с целью обобщения данных, анализа информации и последующей выработки мер по безопасной эксплуатации лифтов.
- Некоторые члены ассоциации заключили договор с автономной коммерческой организацией на абонентское обслуживание по сбору, учету, обработке, систематизации и предоставлению информации по всему жизненному циклу лифта посредством обеспечения доступа к Единой информационной базе лифтового комплекса РФ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На основании договора указанная организация предоставляет заказчикам систематизированную информацию по письменным запросам на основании имеющейся информации из базы данных (в виде письменного ответа на запрос).
- Правомерно ли учитывать расходы по оплате договора на предоставление информационных услуг при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг и сообщает следующее.
- Согласно пп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на юридические и информационные услуги.
- При этом по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
- Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
- Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
- Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 03.09.2012