Письмо Минфина РФ от 17 октября 2012 года № 03-05-06-02/79
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Гаражный кооператив организован в 1980 г. как общественная организация при Всесоюзном добровольном обществе автомобилистов без права заниматься коммерческой деятельностью. Для строительства индивидуальных гаражей был выделен участок лесхоза области на праве постоянного бессрочного пользования.
- В 1996 г. при территориальном делении границ муниципального образования участок гаражного кооператива стал частью территории муниципального образования, категория земель - земли городских поселений. Гаражный кооператив встал на учет в налоговом органе в качестве юридического лица, существующего за счет членских взносов, без права заниматься коммерческой деятельностью.
- До вступления в силу Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ члены гаражного кооператива льготных категорий (ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий) были освобождены от уплаты земельного налога, и налоговые органы исключали из общей суммы земельного налога суммы, приходящиеся на данную категорию лиц.
- Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
- Налогоплательщиком является юридическое лицо, а члены гаражного кооператива несут субсидиарную ответственность за уплату земельного налога.
- Освобождаются ли в указанной ситуации от уплаты земельного налога ветераны труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, являющиеся членами гаражного кооператива?
- Возможно ли внести изменения в НК РФ, предусматривающие применение ставки земельного налога, установленной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении земель гаражных потребительских кооперативов и общественных автостоянок?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога членами гаражного кооператива и сообщает следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 Налогового кодекса.
- Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
- При этом п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
- В этой связи основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.
- На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
- Таким образом, уплата земельного налога производится налогоплательщиком в отношении конкретного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
- Поэтому если правообладателем земельного участка является организация (гаражный кооператив), то налогоплательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ей земельного участка признается организация (гаражный кооператив), а не члены гаражного кооператива.
- При этом обращаем внимание, что вопросы, связанные с возмещением членами гаражного кооператива сумм земельного налога, уплаченного гаражным кооперативом, не регулируются законодательством о налогах и сборах.
- Одновременно отмечаем, что согласно ст. 15 Налогового кодекса земельный налог относится к местным налогам.
- На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
- В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Налогового кодекса.
- При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
- Также следует иметь в виду, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
- Таким образом, решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, а также предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для гаражных кооперативов, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых располагаются гаражные кооперативы.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 17.10.2012