» » » Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка

Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка


Российская Федерация
Письмо Рослесхоза от 16 ноября 2012 года № ЮД-10-54/13313
Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка
Принято
Федеральным агентством лесного хозяйства России
  1. Для формирования единообразной правоприменительной практики, а также в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и арендаторов лесных участков, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений при заключении договоров аренды лесных участков, а также при внесении изменений в договор аренды лесного участка Рослесхоз рекомендует учитывать следующее.
  2. В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
  3. При этом согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
  4. Согласно пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
  5. Таким образом, в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона и цена предмета аукциона) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает и иные основания изменения договора.
  6. Так, в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
  7. В силу статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.
  8. Таким образом, внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесного участка в порядке статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно в связи с существенным изменением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, например, в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов.
  9. Подобного рода обстоятельствами могут быть изменения расчетной лесосеки, вызванные устаревшими сведениями лесоустройства, на основании которых лесной участок выставлялся на аукцион. Изменения расчетной лесосеки, как правило, подтверждаются проведением лесоустройства или результатами утвержденных государственной экспертизой проектов освоения лесов.
  10. При этом размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, также при необходимости внесены иные соответствующие изменения, в том числе в части уточнения объема лесохозяйственных мероприятий.
  11. Невнесение изменений в размер арендной платы означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно (в случае, если объем допустимого изъятия лесных ресурсов фактически выше, чем было предусмотрено в договоре аренды), либо неосновательное обогащение арендодателя (если объем допустимого изъятия фактически ниже, чем было предусмотрено договором аренды).
  12. Вместе с тем Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что не допускается внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительного заключения в случае отказа от части лесного участка и, как следствие, соответствующее уменьшение объема изъятия лесных ресурсов.
  13. Указанное изменение не подпадает под определение существенного изменения обстоятельств и, как правило, является волей одной из сторон и связано с изменением арендатором своих целей (намерений) использования лесного участка.
  14. Таким образом, в вышеназванном случае применяется положение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащей запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора аренды лесного участка или по требованию одной из его сторон.
  15. Информация направляется для учета в работе.
  16. Заместитель руководителя
  17. Ю.И.ДМИТРИЕВ

Предыдущая новость - О применении пункта 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294

Следующая новость - По вопросу отражения операций получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации в разрезе кодов дополнительной классификации