О рекламе алкогольной продукции на бортах самолетов международных рейсов
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- ФАС России в связи с поступающими обращениями относительно возможности распространения рекламы алкогольной продукции на бортах самолетов, осуществляющих международные рейсы, сообщает.
- Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться, в частности, в периодических печатных изданиях и на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
- Кроме того, в соответствии с частью 2.1 той же статьи реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
- Вместе с тем, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
- В случае если речь идет о распространении рекламы на борту самолетов, осуществляющих международные рейсы, необходимо установить право, которое применяется к отношениям по распространению рекламы.
- Поскольку реклама алкогольной продукции запрещена в периодических печатных изданиях, то публикация такой рекламы в печатном средстве массовой информации (СМИ), зарегистрированном в Российской Федерации, издаваемом в Российской Федерации и предназначенном для распространения на территории Российской Федерации, запрещена. Соответственно, если журнал, распространяемый на борту самолета, зарегистрирован в Российской Федерации в качестве СМИ, то в таком журнале не допускается распространение рекламы алкогольной продукции.
- В случае если журнал, распространяемый на борту самолета, не зарегистрирован в качестве СМИ, то для оценки возможности размещения рекламы алкогольной продукции применяются следующие нормы.
- Согласно статье 17 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.1944, воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.
- При этом с учетом распространенного принципа взаимности в международной транспортной отрасли применение ограничительных мер согласно российскому законодательству в отношении иностранных перевозчиков должно отвечать критериям разумной достаточности.
- Учитывая изложенное, поскольку право пользования является одной из составляющих права собственности, то использование транспортного средства для распространения на его борту рекламы подпадает под регулирование того законодательства, которое соответствует праву страны, в которой зарегистрировано транспортное средство. Однако данное положение не распространяется на случаи размещения рекламы на внешней стороне транспортного средства, поскольку такая реклама направлена на восприятие ее лицами в стране фактического нахождения в текущий момент транспортного средства - в таком случае реклама должна соответствовать требованиям законодательства страны фактического нахождения в текущий момент.
- Таким образом, распространение рекламы алкогольной продукции на борту самолетов, зарегистрированных в Российской Федерации, не допускается. Установленный в статье 21 Федерального закона "О рекламе" запрет распространения рекламы алкогольной продукции не распространяется на рекламу на борту самолетов, зарегистрированных в иных государствах.
- А.Б.КАШЕВАРОВ