О направлении арбитражной практики
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе арбитражную практику по вопросам применения части 2 статьи 14.5 и статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 3 класса
- С.Н.АНДРЮЩЕНКО
Арбитражная практика по вопросам применения части 2 статьи 14.5 и статьи 15.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 29.11.2012 N ВАС-15182/12 поддержал позицию Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 10.04.2012 N А32-17155/2011, касающуюся правомерности осуществления налоговыми органами проверок по соблюдению организациями и индивидуальными предпринимателями порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе в части осуществления расчетов наличными деньгами с другими организациями.
- Как следует из материалов дела, сотрудниками налогового органа в ходе проверки индивидуального предпринимателя установлено, что в нарушение требований пункта 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-у "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" организация (контрагент индивидуального предпринимателя) произвела наличный денежный расчет с индивидуальным предпринимателем в рамках одного договора в размере, превышающем 100 тыс. руб.
- Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
- Заявленные организацией требования мотивированы тем, что в отношении организации каких-либо мероприятий по контролю налоговым органом не проводилось, решений по итогам каких-либо проверочных мероприятий не принималось, при проведении проверки налоговый орган вышел за пределы статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей права налоговых органов, и не имел право проверять соблюдение предприятиями требований порядка ведения кассовых операций, так как, по мнению организации, данные функции возложены на должностных лиц учреждений банка.
- Судами установлено, что довод организации о том, что налоговые органы не вправе проводить проверки соблюдения организациями установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, несостоятелен ввиду следующего.
- В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
- Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
- В соответствии с частью 1 статьи 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 КоАП РФ.
- Следовательно, налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.
- Установление факта некорректности значения криптографического проверочного кода (КПК) кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 13.11.2012 N ВАС-14289/12 поддержал позицию Третьего Арбитражного Апелляционного Суда, содержащуюся в постановлении от 03.08.2012 по делу N А33-2096/2012, касающуюся правомерности привлечения организации к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с установлением факта некорректности значения КПК кассового чека, а также отсутствия информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники.
- Так, как следует из материалов дела и установлено судебными органами, Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Красноярска (далее - Инспекция), при проверке кассовых чеков на специализированном сайте были установлены факты некорректности значения КПК на чеках, выдаваемых клиентам на автозаправочных станциях, принадлежащих ООО "Магнат-РД". В ходе проведения проверки ООО "Магнат-РД" по вопросу применения контрольно-кассовой техники установлено отсутствие информации о данных чеках на контрольной ленте.
- На основании полученной информации налоговый орган пришел к выводу, что данной контрольно-кассовой техникой не обеспечивается защита фискальных данных, не обеспечивается долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях и фактически данная контрольно-кассовая техника работает в нефискальном режиме. Организация привлечена Инспекцией к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники и по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности.
- ООО "Магнат-РД" обжаловало постановления Инспекции в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.05.2012 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 по делу N А33-2096/2012 постановления Инспекции оставлены без изменения, жалобы организации без удовлетворения.
- Указанная организация 15.10.2012 обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев 13.11.2012 заявление ООО "Магнат-РД", установила, что доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в связи с чем вынесено определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра указанных выше судебных актов.
- Таким образом, установление факта некорректности значения КПК кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельностью, регулируемой Федеральным законом N 103-ФЗ.
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.02.2013 N ВАС-17076/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Красноярского края о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Федерального закона N 103-ФЗ.
- Так, из материалов дела следует, что организация принимала платежи физических лиц по продаже пассажирских билетов и по провозу багажа на рейсы, осуществляемые индивидуальным предпринимателем по междугородным перевозкам, во исполнение агентского договора.
- Полученную выручку от продажи пассажирских билетов и багажа за минусом суммы вознаграждения организация передавала индивидуальному предпринимателю по расходному кассовому ордеру, минуя специальный банковский счет.
- Организация, оспаривая постановление налогового органа по делу об административном правонарушении, указала, что квалификация организации, действующей на основании агентского договора и реализующей билеты на междугородние перевозки за счет принципала, в качестве платежного агента, подпадающего под действие Федерального закона N 103-ФЗ, является необоснованной.
- Суд рассмотрел указанный довод и отклонил его в силу следующего. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
- Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
- Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
- Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что организация на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение индивидуального предпринимателя, следовательно, его деятельность регулируется в том числе нормами Федерального закона N 103-ФЗ.
- Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 23.11.2012 N ВАС-15161/12 поддержал позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, выраженную в постановлении от 03.08.2012 N Ф09-6778/12, которым кассационная жалоба организации оставлена без удовлетворения.
- В целях проверки фактов совершения сделок по приобретению товаров (работ, услуг) за наличный расчет налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок проводились проверки соответствия реквизитов, указанных на кассовых чеках контрольно-кассовой техники, представленных налогоплательщиками для подтверждения расходов, информации о регистрации контрольно-кассовой техники, содержащейся в информационном ресурсе "Контрольно-кассовая техника".
- Как установлено судебными органами, в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика, приобретающего запасные части у контрагента, налоговыми органами было установлено, что представленные в подтверждение расходов кассовые чеки содержат номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована.
- Иных документов, подтверждающих понесенные расходы, в том числе квитанций к приходным кассовым ордерам, налогоплательщиком не представлено.
- Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, в совокупности свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки и другие документы, фактически не осуществлялись, в связи с чем налоговым органом правомерно исключены из состава расходов затраты налогоплательщика и отказано в применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по сделке с контрагентом.
- Установление должностными лицами налоговых органов факта неприменения контрольно-кассовой техники (невыдачи бланков строгой отчетности) при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами, не участвующими в проведении проверки, не может расцениваться как недопустимые доказательства по делу об административном правонарушении (полученные с использованием контрольной закупки).
- Тринадцатый Арбитражный Апелляционный Суд постановлением от 19.11.2012 N 13АП-18943/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выраженную в решении от 16.08.2012 N А56-36214/2012, в части правомерности принятия в качестве доказательства неприменения контрольно-кассовой техники невыдачу физическому лицу, не участвующему в проведении проверки, отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека (или бланка строгой отчетности).
- Так, из материалов дела следует, что при проведении проверки должностными лицами налогового органа установлено, что гражданину, не участвующему в ее проведении, не выдан кассовый чек (бланк строгой отчетности) при осуществлении наличных денежных расчетов за услугу по перевозке пассажиров в общественном транспорте.
- Указанный факт послужил основанием для привлечения организации к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
- В апелляционной жалобе организация ссылается на тот факт, что при осуществлении проверки налоговым органом произведена контрольная закупка, правом совершения которой налоговый орган не наделен, в связи с чем вывод налогового органа о виновности организации сделан на основании недопустимого доказательства.
- Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы и обратил внимание на то, что проверочные мероприятия налогового органа по применению организацией контрольно-кассовой техники в данном случае не являются проверочной закупкой в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Мероприятия по контролю проведены сотрудниками инспекции открыто (гласно), физическое лицо выявлено сотрудниками налогового органа в ходе проверки, участия в проверке не принимало.
- В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установление должностными лицами налоговых органов факта неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями, не участвующими в проведении проверки, является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
- Несоблюдение порядка применения контрольно-кассовой техники, в том числе применение контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает надлежащий учет денежных средств при осуществлении расчетов, является основанием для привлечения к административной ответственности.
- Девятый Арбитражный Апелляционный Суд постановлением от 12.02.2013 N 09АП-41587/2012 поддержал позицию Арбитражного Суда г. Москвы о правомерности привлечения организации к административной ответственности за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники.
- Как следует из материалов дела, налоговым органом проводились мероприятия по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, в отношении организации.
- При проведении проверочных мероприятий использовался кассовый чек, приложенный к поступившей в адрес налогового органа жалобе. Данная организация осуществляет пассажирские перевозки на водном транспорте (экскурсионная, прогулочная и туристическая деятельность).
- С использованием специализированного сайта была проведена проверка криптографических данных указанного чека. В результате проверки установлено, что КПК чека имеет неверное значение, что свидетельствует об использовании при работе контрольно-кассовой техники устройства (программы), предназначенной для корректировки (уничтожения, блокировки, модификации) данных, обязательных для регистрации и хранения в фискальной памяти контрольно-кассовой техники, а также блоке ЭКЛЗ.
- В соответствии с пунктами 1.4 и 4.3.1 Методических указаний по применению ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 25.06.2002 N 4/69-2002), номер КПК - непрерывно нарастающий порядковый номер операции формирования значения КПК, все фискальные документы контрольно-кассовой машины и отчеты закрытия смены, оформляемые на контрольно-кассовой машине после активизации ЭКЛЗ, а также отчет итогов активизации завершаются строкой, содержащей номер КПК.
- Результаты проверки КПК показали, что, несмотря на более раннюю дату, номер КПК используемого кассового чека больше, чем номер КПК закрытия смены, что в принципе при нормальном использовании контрольно-кассовой техники невозможно.
- Также налоговым органом при проведении проверки было установлено, что в фискальной памяти контрольно-кассовой техники указанный чек не отражен. Сумма, указанная на кассовом чеке, в фискальной памяти контрольно-кассовой техники не учтена, то есть организация применяла контрольно-кассовую технику не в фискальном режиме.
- Учитывая, что налоговый орган документально подтвердил наличие в действиях организации состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно отказал организации в удовлетворении заявленных требований.
- Таким образом, применение контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает надлежащий учет денежных средств при осуществлении наличных расчетов, является основанием для привлечения к административной ответственности.
- Невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием в кассу этих денежных средств.
- Тринадцатый Арбитражный Апелляционный Суд постановлением от 25.02.2013 N А56-55039/2012 поддержал позицию Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области о необходимости внесения записи о поступлении денежной наличности в кассовую книгу в день поступления такой наличности и отменил решение Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2012 по делу N А56-55039/2012.
- Так, как следует из материалов дела и установлено судом, налоговым органом в результате проверки полноты учета выручки установлено неоприходование в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности. Кассовая книга обособленным подразделением организации не велась.
- Указанный факт послужил основанием для привлечения организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Организация обратилась в Арбитражный Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания. Решением от 07.12.2012 заявление организации было удовлетворено, указанное постановление налогового органа отменено.
- Суд апелляционной инстанции, отменяя вышеуказанное решение, установил следующее.
- Пунктом 2.5 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) определено, что кассовые документы, кассовая книга, книга учета принятых и выданных денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации; листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
- Пунктом 5.6 Положения N 373-П установлено, что обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
- Положение N 373-П не предусматривает других условий учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств.
- Таким образом, обособленные подразделения обязаны совершать определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления.
- Требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.
- Тринадцатый Арбитражный Апелляционный Суд постановлением от 19.03.2013 поддержал позицию Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выраженную в решении от 03.12.2012 по делу N А56-59643/2012, согласно которой автозаправочные станции (не наделенные функциями юридического лица, не имеющие положений о филиале или представительстве и не отраженные в уставе организации), ведущие кассовые операции, обязаны соблюдать требование о ведении кассовой книги.
- Так, в ходе проверки полноты учета выручки денежных средств на автозаправочной станции установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том, что кассовая книга не ведется.
- Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Организация обратилась в Арбитражный Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания. Решением суда от 03.12.2012 в удовлетворении заявленного требования организации было отказано.
- По мнению организации, автозаправочные станции являются территориально-обособленной торговой точкой (не наделены функциями юридического лица, не имеют положений о филиале или представительстве и не отражены в уставе организации), в связи с чем обязанность по соблюдению требований Положения N 373-П, в части ведения кассовой книги, отсутствовала.
- Вместе с тем, как установлено судами, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением, и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налогом органе (на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации).
- При этом ежедневная инкассация непосредственно в банк не освобождает от обязанности оприходования в кассовую книгу поступивших наличных денежных средств.
- Таким образом, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.
- Зачисление наличных денежных средств, полученных в результате осуществления деятельности по приему платежей физических лиц на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Девятый Арбитражный Апелляционный Суд постановлением от 14.02.2013 N 09АП-294/2013 поддержал позицию Арбитражного Суда г. Москвы от 16.11.2012 по делу N А40-115774/12-154-1091, согласно которой зачисление наличных денежных средств, полученных в результате осуществления деятельности по приему платежей физических лиц, на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
- Как следует из материалов дела, 30.05.2012 должностными лицами налогового органа была проведена проверка ЗАО "Связной Логистика" в части соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
- В результате проверки было выявлено нарушение платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
- Данное нарушение выразилось в том, что обособленным подразделением ЗАО "Связной Логистика" регулярно осуществлялась инкассация проведенных через контрольно-кассовую технику наличных денежных средств, полученных в результате осуществления деятельности по приему платежей физических лиц через платежные терминалы, на банковский счет, который не является специальным банковским счетом.
- Изложенное, по мнению судов, свидетельствует о наличии в действиях организации объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.