» » » О реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации в 2012г.

О реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации в 2012г.


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 01 июля 2013 года № 01/7400-13-32
О реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации в 2012г.
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Руководителям управлений  Роспотребнадзора 
    по субъектам Российской Федерации
    Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и 
    эпидемиологии» в  субъектах Российской Федерации
    Главному врачу ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и   
    эпидемиологии» Роспотребнадзора А.И. Верещагину
    Директорам  ФБУН «Санкт- Петербургский  НИИ эпидемиологии и 
    микробиологии им. Пастера», «Нижегородский НИИ  эпидемиологии и
     микробиологии им. академика И.Н. Блохиной», «Хабаровский НИИ 
    эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора
    Директору ФГБУ «Институт полиомиелита и вирусных  энцефалитов 
    им. М.П. Чумакова РАМН» М.И. Михайлову
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2012г. количество зарегистрированных случаев полиомиелита в мире сократилось втрое по сравнению с предыдущим годом (223 случаев против 650 в 2011г.). При этом 97,3% случаев пришлось на эндемичные страны, что является существенным достижением последних лет. Завозы инфекции были зарегистрированы в 2-х странах: Чад (5 случаев) и Нигер (1 сл.).
  3. В рамках Глобальной инициативы ликвидации полиомиелита Всемирной организацией здравоохранения подготовлен «Стратегический план ликвидации полиомиелита и завершающего этапа в 2013-2018гг.», который был одобрен Всемирной ассамблеей здравоохранения (27 мая 2013г., Женева).
  4. В 2012 году из списка стран, эндемичных по данной инфекции, была исключена Индия где уже более 24 месяцев удается поддерживать популяционный иммунитет против полиомиелита, и случаев, вызванных диким вирусом, не регистрируется. В настоящее время эндемичными по полиомиелиту остаются 3 страны – Нигерия, Афганистан, Пакистан. Несмотря на значительные достижения в борьбе с полиомиелитом в мире, эпидситуация по полиомиелиту в этих странах остается нестабильной.
  5. Выделение дикого вируса полиомиелита 1 типа (WPV1) из сточных вод в Израиле и Египте, а также регистрация вспышки полиомиелита в Африканском Роге с 25 случаями (19 сл. в Сомали и 6 – в Кении) за прошедший период 2013 года свидетельствует о сохраняющемся риске завоза и распространения дикого полиовируса в мире.
  6. Российская Федерация вносит существенный вклад в Глобальную инициативу по ликвидации полиомиелита. В последние годы создана серьезная политическая основа для работы по оказанию помощи странам содружества независимых государств: в рамках подписанных меморандумов осуществляется поставка в страны СНГ оборудования для лабораторий, вакцин, обучение специалистов (вирусологов и эпидемиологов).
  7. В Российской Федерации последний случай полиомиелита, вызванный диким полиовирусом, был зарегистрирован в сентябре 2010г. (завоз вируса из Республики Таджикистан). Проведенные в стране в 2010г. полномасштабные противоэпидемические и профилактические мероприятия позволили Российской Федерации уже в 2011 году подтвердить статус страны, свободной от полиомиелита в составе Европейского региона.
  8. В Российской Федерации реализация мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса осуществляется на постоянной основе в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.
  9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2013 № 11 (зарегистрировано Минюстом России 24.05.2013, регистрационный № 28496) утвержден «План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015гг.» (далее – План действий), контроль реализации мероприятий которого осуществляется Роспотребнадзором.
  10. По итогам 2012г. основные индикативные показатели качества эпиднадзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (ПОЛИО/ОВП) в целом по стране соответствовали нормативным.
  11. Показатель заболеваемости ОВП составил 1,75 на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет (в 2011 г. – 1,65) при рекомендуемом ВОЗ не менее 1,0 на 100 тыс. детей до 15 лет.
  12. Всего выявлен 451 случай с первичным диагнозом ОВП (в 2011г. - 427 сл.), окончательный диагноз ОВП подтвержден Национальной комиссией по диагностике ПОЛИО/ОВП в 388 случаях (86%) (2011г. – 84,3%), из них определены как «горячие» (приоритетные) - 44 случая ОВП в 30 субъектах Российской Федерации.
  13. Вместе с тем, не достигнут индикативный показатель по заболеваемости ОВП в 8-ми субъектах Российской Федерации: Республике Дагестан, Чувашской и Чеченской республиках, Воронежской, Ульяновской, Владимирской, Самарской, Кемеровской и Белгородской областях.
  14. В 5 из этих субъектов аналогичная ситуация наблюдалась и в 2011г.
  15. Не выявлялись случаи ОВП («молчащие территории») в Архангельской области и Чукотском автономном округе (в 2011 г. – в 5 субъектах страны).
  16. В 10 субъектах Российской Федерации не достигнут регламентированный показатель своевременности эпидемиологического расследования случаев ОВП (90%): г. Москве, республиках Дагестан, Северная Осетия (Алания), Саха (Якутия), Тыва, Пензенской, Липецкой, Оренбургской и Амурской областях, Пермском крае. В целом по стране данный показатель составил 96,7% (2011г. - 96,5%).
  17. Показатель адекватно обследованных больных ОВП (не позднее 14 дня от начала паралича с интервалом 24 - 48 часов) в целом по стране превышает нормативный (80%) и составляет 92,9% (в 2011г. - 94,7%). В 8 субъектах этот показатель ниже нормируемого: в Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках, Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях, Челябинской, Пензенской и Амурской областях.
  18. Показатель своевременности выявления больных ПОЛИО/ОВП (не позднее 7 дней от начала появления паралича) вцелом по стране соответствует нормативному - 86,9%, но отмечено его снижение за последние 3 года. Позднее выявление больных ОВП имело место в 27 субъектах Российской Федерации (2011 г. - в 27, 2010 – в 24).
  19. Наиболее часто несвоевременная регистрация ОВП была связана с поздним обращением родителей за медицинской помощью. Вместе с тем, в отдельных случаях, зарегистрированных в 2011-2013гг., в лечебно-профилактических организациях Московской, Пензенской областей и Республики Адыгея диагноз ОВП детям первоначально установлен не был, а выявлен только при обращении за медицинской помощью в другие субъекты.
  20. Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, свидетельствует о снижения настороженности медицинских работников в отношении диагностики ОВП после стабилизации ситуации по полиомиелиту.
  21. В Российской Федерации достигнут и поддерживается высокий (свыше 95%) уровень охвата детей иммунизацией против полиомиелита в декретированные сроки.
  22. По данным формы № 6 федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний» в 2012г. показатель своевременности охвата вакцинацией против полиомиелита детей в возрасте 12 мес. в среднем по стране составил 97,6% (в 2011г. – 97,5%).
  23. Ревакцинацию в возрасте 24 мес. своевременно получили 97,1% детей (в 2011 г. – 97,2%), а в возрасте 14 лет - 98,4% детей (в 2011г. – 98,5%).
  24. Регламентируемый охват (95%) вакцинацией (V3) против полиомиелита детей в декретированные сроки (в возрасте 12 мес.) достигнут во всех субъектах Российской Федерации; в 24 мес. (RV2) – только в 81 субъекте (не достигнут в Чувашской Республике – 94,8% и Ямало-Ненецком АО – 94,67%); в возрасте 14 лет (RV3) – в 82 субъектах (не достигнут в Ханты-Мансийском АО – 94,5%).
  25. Для обеспечения необходимого уровня популяционного иммунитета против полиомиелита в 2012г. проводилась дополнительная иммунизация детей в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), а также подчищающая иммунизация на территориях и в учреждениях других регионов, где охват прививками против полиомиелита детей в декретированных возрастах составил менее 95%.
  26. В ходе 2 туров в 6-ти субъектах СКФО было привито более 227 тыс. детей в возрасте 12-36 месяцев (охвачено 99,6% детей). В 62-х субъектах Российской Федерации было привито более 88 тыс. детей (охват составил 97% от подлежащих).
  27. Вместе с тем, недостатки в организации иммунопрофилактики, связанные, прежде всего, с необоснованными отводами от иммунизации, привели к возникновению у ребенка в возрасте 1 г. 4 мес. случая ВАПП (зарегистрирован в Алтайском крае в 2013 г.). Инфицирование его произошло, предположительно, в домашнем очаге, в условиях контакта с недавно ревакцинированным живой оральной полиовакциной другим ребенком.
  28. В целом по стране результаты серологического мониторинга популяционного иммунитета к вирусам полиомиелита подтверждают достаточно высокий его уровень в индикаторных группах населения в течение последних лет.
  29. В 2012г. исследовано более 29 тыс. сывороток, во всех возрастных группах количество серопозитивных лиц составило более 80%, доля трижды серонегативных лиц составила 0,6%.
  30. В рамках реализации национального Плана действий осуществлялась работа с труднодоступными группами населения (мигрантами, беженцами и пр.): их выявление, лабораторное обследование, иммунизация.
  31. Так, в 2012г.по эпидемиологическим показаниям обследовано 4,7 тыс. детей до 5 лет, в том числе 2 тыс. детей из семей, прибывших из неблагополучных по полиомиелиту стран, и кочующих групп населения; 7,3 тыс. были иммунизированы, в том числе 4 тыс. детей из вышеуказанной группы. При обследовании указанных групп населения выделялись вакцинные полиовирусы, а среди неполиоэнтеровирусов – чаще всего вирусы ECHO- 6, 3, 11, 13, 25, 29, Коксаки В - 3, 5, Коксаки А - 9, 24. Случаев выделения диких вирусов полиомиелита не отмечалось.
  32. Указанная работа проводилась во взаимодействии с Федеральной миграционной службой и другими общественными организациями, включая цыганские общины.
  33. Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости энтеровирусной инфекцией (далее – ЭВИ), в том числе групповые очаги, остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.
  34. В 2012г. в Российской Федерации зарегистрировано около 5 тысяч случаев ЭВИ, показатель заболеваемости составил 3,42 на 100 тыс. населения, что на 10% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом рост заболеваемости произошел за счет детского населения (показатель заболеваемости 15,96 на 100 тыс. в 2012 г. против 14,8 в 2011г.).
  35. Показатели заболеваемости, превышающие средний по стране уровень, зарегистрированы в 32 субъектах Российской Федерации, при этом в 12 из них показатели были выше в 2 и более раз. Наиболее высокие показатели заболеваемости ЭВИ отмечаются в Хабаровском крае (39,7 на 100 тыс. населения), Еврейской автономной области (35,36), Томской (25,92), Сахалинской (15,32), Магаданской (11,57), Свердловской (9,09), Тюменской (8,87), Пензенской (8,19) областях, Республике Удмуртия (8,75).
  36. Не регистрировались случаи ЭВИ в 2012г. в 6 субъектах страны (в 2011г. – в 13): в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Ненецком и Чукотском автономных округах. Еще на территории 6 субъектов регистрировалось по 1-2 случая ЭВИ в год.
  37. Учитывая повсеместную распространенность ЭВИ, такая вариабельность уровней заболеваемости в значительной мере определяется состоянием диагностики и полнотой регистрации этого вида патологии, а также качеством организации эпидемиологического надзора за ЭВИ.
  38. В 2012 г. по данным формы № 23 зарегистрировано 19 очагов групповой заболеваемости ЭВИ в 11 субъектах Российской Федерации с общим числом пострадавших 193 человека (2011г. – 13 вспышек в 9 субъектах).
  39. Преобладающими клиническими формами ЭВИ в очагах групповых заболеваний в 2012г. были энтеровирусная экзантема, стоматит, ящуроподобный синдром. Этиологически групповые заболевания в большинстве случаев были связаны с вирусом Коксаки A16. В 47% очагов типирование возбудителя не проводилось.
  40. Вместе с тем, следует отметить, что в 2012г. укрепилось взаимодействие территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора с Нижегородским и Дальневосточным научно-методическими центрами по изучению ЭВИ, в том числе по вопросам лабораторной диагностики, что улучшило расшифровку групповой заболеваемости.
  41. В рамках эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП осуществляется ежегодное слежение за циркуляцией полиовирусов в объектах окружающей среды.
  42. Забор осуществлялся в 228 точках 73 субъектов Российской Федерации, в которых проживает 93% населения страны. В 2012 году выделено 1402 энтеровируса (10,7% от числа исследованных проб), из них вакцинные вирусы полиомиелита составили 42%, вирусы Коксаки - 26%, ЕСНО - 24%, в 8% выделены ЦПА.Пробы сточных вод отбирались еженедельно и ежемесячно, доля их составила 74,7% (9752 проб) от общего числа исследованных.
  43. В ряде субъектов при проведении значительного количества исследований (более 50) положительных находок не было. В 2012г. такая ситуация наблюдалась в Республике Коми, Кабардино-Балкарской и Чувашской республиках, Саратовской, Тюменской областях. При этом, в Кабардино–Балкарской, Чувашской республиках и Саратовской области аналогичная ситуация наблюдалась и в 2011г.
  44. Низкая результативность и информативность исследований, возможно, связана с неправильным выбором точек отбора проб из окружающей среды, нарушениями при транспортировке материалов или погрешностями при проведении исследований.
  45. В рамках реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации ежегодно проводится паспортизация лабораторий, вошедших в «Национальный реестр лабораторий Российской Федерации, имеющих инфицированные или потенциально инфицированные диким полиовирусом материалы» (далее - Национальный реестр).
  46. По итогам их паспортизации в 2012г. в Национальный реестр вошли 84 лаборатории (2011г. - 83), в том числе лаборатория природноочаговых вирусных инфекций ФКУЗ «Иркутский научно-исследовательский противочумный институт».
  47. Из 84 вирусологических лабораторий в 4лабораториях осуществляются работы с диким полиовирусом и его хранение (на базе ФГБУ «ИПВЭ им. М.П. Чумакова РАМН» и ФГУП «Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов ИПВЭ им. М.П.Чумакова РАМН») и в 80 лабораториях работают с потенциально инфицированным материалом (большинство - на базах ФБУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора).
  48. Несмотря на значительное укрепление материально-технической базы вирусологических лабораторий с целью обеспечения биологической безопасности их деятельности, в некоторых из них не выполняются требования нормативных и методических документов по этим вопросам.
  49. Так, по одному боксу биологической безопасности 2 класса защиты, как и в 2011г., имеют 2 лаборатории : лаборатория иммунологии энтеровирусных инфекций (ФГБУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН») и лаборатория Городского центра по диагностике инфекционных заболеваний (г.Казань); по два бокса - 10 лабораторий (в 2011г. - 13); по 3 бокса - 13 лабораторий (в 2011 г. - 15).
  50. Остальные 59 лабораторий (в 2011 г. - 52) имеют от 4 и более боксов биологической безопасности, что соответствует требованиям нормативных документов.
  51. Не обеспечены герметичными с охлаждением центрифугами 13 лабораторий (в 2011г. - 17), приточно-вытяжная вентиляция с фильтрами тонкой очистки воздуха установлена только в 33 лабораториях (в 2011г. – в 29).
  52. Учитывая изложенное, в целях предупреждения завоза и распространения дикого штамма полиовируса на территории Российской Федерации и поддержания статуса страны, свободной от циркуляции дикого полиовируса, предлагаю:
  53. 1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
  54. 1.1. Совместно с территориальными управлениями Роспотребнадзора разработать и утвердить региональные планы действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.
  55. 1.2. Принять меры по достижению и поддержанию высоких (не менее 95%) уровней охвата детей профилактическими прививками в декретированных возрастах во всех ЛПО, на педиатрических участках, в организованных коллективах детей и в целом по субъекту.
  56. 1.3. Обеспечить реализацию мероприятий по профилактике ВАПП согласно п. IXСП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита».
  57. 1.4. Принять меры по улучшению диагностики, выявления и учета случаев энтеровирусной инфекции.
  58. 1.5. Обеспечить на регулярной основе повышение квалификации медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, профилактики полиомиелита, острых вялых параличей и энтеровирусной инфекции в целях своевременного их выявления.
  59. 1.6. Проводить активную санитарно-просветительскую работу с населением по пропаганде вакцинации, используя индивидуальный подход в отношении родителей, отказывающихся от вакцинации.
  60. 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
  61. 2.1. Обеспечить контроль за:
  62. - достижением высоких (не менее 95%) уровней охвата профилактическими прививками против полиомиелита детей в декретированных возрастах;
  63. - достоверностью представляемых данных о привитости детей против полиомиелита;
  64. - организацией и безопасными условиями иммунопрофилактики детей против полиомиелита;
  65. - выявлением случаев ОВП на «молчащих» территориях;
  66. - реализацией мероприятий по профилактике ВАПП.
  67. 2.2. Обеспечить достижение и поддержание регламентированных индикативных показателей качества и чувствительности эпидемического надзора за ПОЛИО/ОПВ.
  68. 2.3. Совместно с органами управления здравоохранением провести анализ эпидситуации по заболеваемости ЭВИ и состояния лабораторной диагностики; подготовить и внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по ее улучшению для рассмотрения на региональных санитарно-противоэпидемических комиссиях.
  69. 2.4. Совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» провести анализ результативности мониторинга за циркуляцией полио- и других энтеровирусов в объектах окружающей среды. Обеспечить реализацию эпидемиологического надзора за ЭВИ в соответствии с требованиями нормативных документов.
  70. 2.5. Активизировать информирование населения по вопросам профилактики энтеровирусной инфекции, особенно в период сезонного подъема заболеваемости ЭВИ.
  71. 3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Воронежской, Ульяновской, Владимирской, Самарской, Архангельской, Кемеровской, Челябинской, Пензенской, Липецкой, Оренбургской, Амурской и Белгородской областям, г. Москве, Пермскому, Алтайскому, Красноярскому и Хабаровскому краям, республикам Дагестан, Северная Осетия (Алания), Саха (Якутия), Тыва, Чувашской,Карачаево-Черкесской и Чеченской республикам, Чукотскому автономному округу проанализировать причины не достижения индикативных показателей качества эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП в 2012г. и принять действенные меры по их достижению.
  72. 4. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:
  73. 4.1. По результатам проведенного анализа результативности мониторинга за циркуляцией энтеровирусов при необходимости принять меры по пересмотру точек и кратности отбора проб из объектов окружающей среды.
  74. 4.2. Неукоснительно выполнять требования нормативных и методических документов по качеству отобранных проб, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации.
  75. 4.3. Регулярно осуществлять контроль чувствительности клеточных культур (не менее 1 раза в квартал) и представлять результаты в региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.
  76. 4.4. Принять меры по укреплению кадрового потенциала и материально-технической базы вирусологических лабораторий и обеспечению биологической безопасности работы.
  77. 5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Ставропольскому, Хабаровскому краям, Омской, Свердловской областям, директору НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора в рамках реализации нормативных документов о деятельности региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП:
  78. 5.1. Проанализировать деятельность региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП за прошедший год и определить меры по совершенствованию взаимодействия с подконтрольными субъектами, в том числе по результатам проведенных проверок.
  79. 5.2. Обеспечить оказание организационно-методической, консультативной и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, здравоохранения прикрепленных территорий по вопросам организации и осуществления эпидемиологического надзора за полиомиелитом, ОВП и ЭВИ.
  80. 6. ФБУН Нижегородский НИИЭМ им академика И.Н. Блохиной Роспотребнадзора, ФБУН Хабаровский НИИЭМ Роспотребнадзора провести анализ работы по выявлению заболеваний и качеству лабораторной диагностики ЭВИ в прикрепленных территориях, результаты представить в Роспотребнадзор до 15.02.2014.
  81. 7. Координационному центру профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции (ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора) продолжить (в рамках компетенции) организационное обеспечение и анализ реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации, в срок до 15.03.2013 представить проект обновленной информации по полиомиелиту за 2013 год для представления в ЕРБ ВОЗ.
  82. 8. О проделанной работе информировать Роспотребнадзор иКоординационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции в срок до 15.02.2014.
  83. Руководитель
  84. Г.Г.Онищенко

Предыдущая новость - О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы

Следующая новость - О заполнении уведомлений о контролируемых сделках