» » » Письмо Казначейство России от 05 декабря 2013 года № 42-7.4-05

Письмо Казначейство России от 05 декабря 2013 года № 42-7.4-05


Российская Федерация
Письмо Казначейство России от 05 декабря 2013 года № 42-7.4-05/9.2-772
О проведении правовой экспертизы документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и иных вопросах, возникающих при проведении проверки указанных документов
Принято
Федеральным казначейством РФ
  1. ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
  2. ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА
  3. НА ПОПОЛНЕНИЕ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ
  4. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ) И ИНЫХ ВОПРОСАХ,
  5. ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ УКАЗАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
  6. Федеральное казначейство в целях реализации норм статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом вступления в силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26.07.2013 N 74н "О порядке заключения и форме Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)" направляет разъяснения по вопросам проведения правовой экспертизы документов, представленных в органы Федерального казначейства для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
  7. Статья 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующая новый вид бюджетных правоотношений по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривает и новое полномочие территориальных органов Федерального казначейства по заключению с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) договора о предоставлении указанного бюджетного кредита.
  8. Принятым в развитие указанной нормы Порядком заключения договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.07.2013 N 74н (далее - Порядок предоставления бюджетных кредитов), определены правила подготовки к заключению договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее - Договор), заключения Договора, дополнительных соглашений к нему, установлен перечень документов (требования к их оформлению), представляемых в территориальные органы Федерального казначейства для заключения Договора и дополнительных соглашений к нему.
  9. Таким образом, исполнение территориальным органом Федерального казначейства возложенного на него полномочия обеспечивается в соответствии с Порядком предоставления бюджетных кредитов.
  10. Учитывая, что юридический отдел территориального органа Федерального казначейства (далее - Юридический отдел) призван обеспечить правовое сопровождение деятельности территориального органа Федерального казначейства, документы, представляемые для заключения Договора (дополнительных соглашений к нему), подлежат правовой экспертизе на соответствие установленным требованиям.
  11. В рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных с Обращением о заключении Договора, Юридический отдел проверяет:
  12. - соответствие формы Обращения о заключении Договора, формы Карточки образцов подписей и оттиска печати, формы Выписки из закона (решения) о бюджете формам, утвержденным Порядком предоставления бюджетных кредитов;
  13. - наличие копий документов, подтверждающих полномочия на заключение Договора;
  14. - наличие документов (копий документов), подтверждающих право подписи Обращения о заключении Договора, Договора, Обращения о внесении изменений в Договор и дополнительного соглашения к Договору;
  15. - заверение копий представленных документов на соответствие требованиям, установленным Порядком о предоставлении бюджетного кредита.
  16. Правовая экспертиза Договора (Дополнительных соглашений к нему) предполагает проверку:
  17. - соответствие формы Договора (дополнительных соглашений к нему) формам, утвержденным приказом Минфина России от 26.07.2013 N 74н;
  18. - наличие права подписи Договора (дополнительных соглашений к нему), на основании копий документов, представленных с Обращением о заключении Договора.
  19. При правовой экспертизе Обращения о внесении изменений в Договор проверяется:
  20. - соответствие формы Обращения о внесении изменений в Договор форме, установленной Порядком о предоставлении бюджетного кредита;
  21. - наличие права подписи Обращения о внесении изменений в Договор, на основании копий документов, представленных с Обращением о заключении Договора;
  22. - соответствие срока представления Обращения о внесении изменений в Договор требованиям, установленным Порядком о предоставлении бюджетного кредита.
  23. При проведении проверки указанных документов следует учитывать нижеприведенные аспекты.
  24. 1. Право публично-правового образования на осуществление заимствования в текущем финансовом году посредством привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) из федерального бюджета (далее - бюджетный кредит).
  25. В соответствии со статьей 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены к государственным и муниципальным заимствованиям.
  26. При этом, в соответствии с требованиями статьи 110.1 БК РФ перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования включается в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
  27. В свою очередь программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) является приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
  28. Таким образом, право публично-правового образования на привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) из федерального бюджета в текущем финансовом году подтверждается соответствующей нормой закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации, муниципального образования и (или) программы заимствований соответствующего публично-правового образования.
  29. Отсутствие среди документов, представленных одновременно с Обращением о заключении Договора копии закона (решения) о бюджете, нормами которого закрепляется право публично-правового образования на привлечение бюджетного кредита, не позволяет признать орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), представивший соответствующее обращение, уполномоченным от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на получение бюджетного кредита.
  30. 2. Полномочия уполномоченного органа.
  31. 2.1. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
  32. В соответствии с частью 6 статьи 103 БК РФ право осуществления государственных заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации принадлежит:
  33. - высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации;
  34. - финансовому органу субъекта Российской Федерации.
  35. Таким образом, Обращение о заключении Договора от имени субъекта Российской Федерации вправе представить только указанные выше органы.
  36. При этом, их полномочия и правовой статус должны быть подтверждены с учетом положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
  37. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наименование высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
  38. Таким образом, документом, подтверждающим полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при заключении Договора является конституция (устав) субъекта Российской Федерации.
  39. Как следует из части 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
  40. Поскольку финансовый орган субъекта Российской Федерации входит в систему исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия финансового органа субъекта Российской Федерации при заключении Договора подтверждаются законом субъекта Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, положениями которых определен статус, наименование и полномочия финансового органа, в том числе на привлечение бюджетных кредитов.
  41. 2.2. Уполномоченный орган муниципального образования.
  42. В соответствии с частью 7 статьи 103 БК РФ право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.
  43. Вопросы правового положения, полномочий, порядка работы местной администрации муниципального образования являются предметом регулирования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  44. Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местная администрация входит в структуру органов местного самоуправления.
  45. При этом, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, органов местного самоуправления, в том числе местной администрации, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяется уставом муниципального образования.
  46. Таким образом, документом, подтверждающим полномочия местной администрации, при заключении Договора является устав муниципального образования.
  47. 3. Право подписи Обращения о заключении Договора, Договора, Обращения о внесении изменений в Договор и дополнительных соглашений к Договору.
  48. Право подписи лица, подписавшего Обращение о заключении Договора, должно быть подтверждено соответствующим документом (копией).
  49. При подписании Обращения о заключении Договора руководителем уполномоченного органа подтверждающим документом является акт (указ о назначении, приказ о назначении, о вступлении в должность и т.д.).
  50. При подписании Обращения о заключении Договора иным должностным лицом уполномоченного органа его полномочие подтверждается доверенностью, в которой определено полномочие на подписание Договора.
  51. Право подписи Договора, Обращения о внесение изменений в Договор и дополнительных соглашений к Договору должно быть подтверждено аналогичным образом.
  52. Документом, подтверждающим полномочия главного бухгалтера уполномоченного органа, является правовой акт о назначении на должность.
  53. При временном отсутствии главного бухгалтера уполномоченного органа (отпуск, болезнь, командировка и пр.) документами, подтверждающими полномочия лица, временно исполняющего обязанности главного бухгалтера уполномоченного органа, являются правовой акт о назначении на должность, а также правовой акт о временном возложении обязанностей главного бухгалтера уполномоченного органа <*>.
  54. --------------------------------
  55. <*> При отсутствии должности главного бухгалтера в уполномоченном органе соответствующая графа в Обращении и в Договоре не заполняются, копии подтверждающих документов не предоставляются.
  56. 4. Карточка образцов подписей и оттиска печати.
  57. В соответствии с пунктом 2.3 Порядка предоставления бюджетного кредита в перечень документов, представляемых одновременно с Обращением о заключении Договора, входит Карточка образцов подписей и оттиска печати с указанием полномочий должностных лиц уполномоченного органа на подписание Обращения о заключении Договора, Договора, обращений о внесении изменений в Договор, дополнительных соглашений к Договору по форме, установленной приложением N 3 к Порядку предоставления бюджетных кредитов.
  58. В форме Карточки образцов подписей и оттиска печати, утвержденной приложением N 3 к Порядку предоставления бюджетных кредитов, в графе 4 "Полномочия" указаны полномочия по подписанию указанных выше документов.
  59. Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по заполнению Карточки образцов подписей и оттиска печати, используемых при предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), приведенными в приложении N 3 к Порядку предоставления бюджетных кредитов, в графе 4 указывается полномочие должностного лица уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) согласно перечню полномочий, установленному формой документа.
  60. Таким образом, назначение Карточки образцов подписей и оттиска печати заключается в подтверждении образца (образцов) подписи должностного лица (должностных лиц), которому (которым) предоставлено право подписи Обращения о заключении Договора, Договора, обращений о внесении изменений в Договор, дополнительных соглашений к Договору, и оттиска печати уполномоченного органа.
  61. В этой связи, обращаем внимание, что Карточку образцов подписей и оттиска печати следует отличать от документа, подтверждающего полномочия должностных лиц уполномоченного органа.
  62. Вместе с тем, при направлении Карточки образцов подписей и оттиска печати без указания полномочий должностных лиц, данная карточка ввиду не соответствия требованиям пункта 2.3 Порядка предоставления бюджетных кредитов считается не представленной.
  63. 5. Выписка из закона (решения) о бюджете.
  64. В перечень документов, представляемых одновременно с Обращением о заключении договора, в соответствии с требованиями пункта 2.3 Порядка предоставления бюджетных кредитов включена Выписка из закона (решения) о бюджете соответствующего публично-правового образования, с указанием объема доходов бюджета, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, представляемая по форме согласно приложению N 2 к Порядку предоставления бюджетных кредитов.
  65. Таким образом, представленная Выписка из закона (решения) о бюджете проверяется на соответствие утвержденной Порядком предоставления бюджетных кредитов форме.
  66. Отсутствие в Выписке из закона (решения) о бюджете информации об объеме доходов бюджета, субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет за собой нарушение требований пункта 2.3 Порядка предоставления бюджетных кредитов и является основанием для отказа в заключении Договора (пункт 3.8 Порядка предоставления бюджетных кредитов).
  67. 6. Доверенность.
  68. В соответствие с пунктом 2.3 Порядка предоставления бюджетных кредитов в случае наделения должностных лиц уполномоченного органа (в случае подписи документов не руководителем уполномоченного органа) правом подписи Обращения о заключении Договора, Договора, обращений о внесении изменений в Договор, дополнительных соглашений к Договору, одновременно с Обращением о заключении Договора представляется доверенность.
  69. При этом, содержательная часть указанной доверенности должна четко определять полномочия.
  70. Кроме того, доверенность должна соответствовать общим требованиям гражданского законодательства Российской Федерации (статьям 185, 185.1, 186, 187 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  71. Не соответствие доверенности указанным требованиям, она не может считаться представленной в установленном порядке.
  72. 7. Копии документов.
  73. Пунктом 2.3 Порядка предоставления бюджетных кредитов закреплены требования по заверению копий документов.
  74. Так, копии документов, подтверждающих полномочия уполномоченного органа, документов, подтверждающих полномочия должностных лиц уполномоченного органа, должны быть заверены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
  75. При этом, также установлено, что копии документов заверяются подписью уполномоченного должностного лица, с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности, и печатью соответствующего органа. Копии документов, состоящих более чем из одного листа, прошиваются и пронумеровываются.
  76. Таким образом, при представлении с Обращением о заключении Договора копий документов, заверенных с нарушением установленных Порядком предоставления бюджетных кредитов требований, данные копии документов считаются не представленными.
  77. Р.Е.АРТЮХИН

Предыдущая новость - Об особенностях исполнения федерального бюджета по расходам, связанным с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства

Следующая новость - О возврате в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2014 года остатков межбюджетных трансфертов