О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации,
Федеральной антимонопольной службой
- N 4332-ЕЕ/Д28и
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
- N АЦ/7864/14
- ПИСЬМО
- от 5 марта 2014 года
- О ПОЗИЦИИ
- МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ
- НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ
- "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
- УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
- К ОТНОШЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЭКСПЕРТОВ,
- СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕРЕВОДЧИКОВ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ
- УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, а также аудита и контроля в сфере закупок.
- В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации; порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
- Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками.
- Так, например, частью 1 статьи 162 УПК РФ установлено, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
- Согласно статьям 69, 70, 71 УПК РФ предусмотрена возможность отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов.
- Статьей 198 УПК РФ установлено, что при назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, а также ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении.
- Кроме того, учитывая, что работы (услуги) осуществляются указанными лицами в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
- Учитывая вышеизложенное, к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения Закона N 44-ФЗ не применяются.
- Заместитель Министра
- экономического развития
- Российской Федерации
- Е.И.ЕЛИН
- Статс-секретарь - заместитель
- руководителя Федеральной
- антимонопольной службы
- А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ