По вопросу сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.
- В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
- В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.
- Кроме того, исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.
- Таким образом, письма Минэкономразвития России не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
- Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
- В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
- Аналогичное положение содержит Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267.
- Согласно пункту 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) осуществление государственного кадастрового учета, приостанавливается если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
- Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости (пункт 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре).
- Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке .
- Согласно пункту 12 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), в состав межевого плана, в том числе по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, в случае необходимости дополнительно обосновать результаты кадастровых работ, включается раздел "Заключение кадастрового инженера".
- Как представляется, возможной причиной наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны может быть ошибка, допущенная при разработке проекта правил землепользования и застройки, либо ошибка, допущенная при определении местоположения границ территориальной зоны и внесении ошибочных сведений в карту (план) объекта землеустройства, предназначенного для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости.
- Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при пересечении одной из границ образуемого земельного участка границы территориальной зоны, орган кадастрового учета принимает решение об осуществлении государственного кадастрового учета такого земельного участка в случае, если в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана содержится обоснование наличия кадастровой ошибки в определении местоположения границы территориальной зоны.
- В качестве обоснования могут быть приведены результаты проведенного анализа, в результате которого сделан вывод о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границы территориальной зоны, с приложением документов, содержащих признание такой ошибки органом, утвердившим границы территориальной зоны.
- При этом одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета земельного участка орган кадастрового учета в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре принимает решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке.
- При этом приведение в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в качестве обоснования наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости иной информации не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
- В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.
- В связи с чем Департамент недвижимости Минэкономразвития России не может дать рекомендаций по применению указанных требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
- В дополнение сообщаем, что частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений, в том числе и в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность.