Письмо МНС РФ от 09 октября 2000 года № ВП-6-18/788@
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- c изменениями
- № 17582/08 от 25.12.2009.
- В связи с поступающими запросами налоговых органов о порядке применения Приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и Приказа МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
- 1. Суммы денежных средств, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов (далее - денежные средства), решения по которым приняты в соответствии с вышеназванными Приказами МНС России, отражаются в лицевых счетах налогоплательщиков в порядке, установленном Приказом МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297.
- При этом следует учитывать, что отражение данных денежных средств в лицевых счетах налогоплательщика не уменьшает его задолженность перед бюджетом, поскольку в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные средства считаются поступившими в доходы бюджета только при условии их зачисления на счета по учету доходов бюджетов.
- Вместе с тем, применение мер по принудительному взысканию указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление пеней на вышеуказанные денежные средства приостанавливаются.
- При наличии фактов непоступления денежных средств налоговым органам надлежит незамедлительно (до обращения налогоплательщика с требованием об отражении в лицевых счетах денежных средств как уплаченных) проводить контрольные мероприятия, предусмотренные письмом Госналогслужбы России от 20.10.98 N ВП-6-11/749@, письмами МНС России от 08.07.99 N АП-6-09/544@ и от 16.11.99 N АП-6-05/910@.
- Результатом осуществления вышеуказанных контрольных мероприятий, а также реализации прав пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) должно быть наличие у налогового органа следующих документов:
- а) подтверждения факта списания денежных средств (в произвольной форме), заверенного банком, обслуживающим расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика, с которого списаны денежные средства;
- б) выписки, заверенной банком, по расчетному (корреспондентскому) счету налогоплательщика;
- с) подтверждения соответствующего структурного подразделения МНС России факта неприменения к банку в момент списания денежных средств мер воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
- д) выписки по корреспондентскому счету банка на момент зачисления на расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика денежных средств;
- е) копии договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств;
- ж) подтверждение полномочий должностных лиц банка на заключение ими договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств;
- з) иных документов, необходимость наличия которых разъяснена письмом Госналогслужбы России от 23.11.98 N ВК-6-09/849@ и письмами МНС России от 11.01.99 N ВГ-6-09/16@, от 22.03.99 N АС-6-09/192@.
- Документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, представляются налогоплательщиком. Документы, предусмотренные подпунктами "д" - "ж" настоящего пункта, представляются банком. В случае невозможности получения документов, поименованных в подпунктах "д" - "ж", налоговому органу следует запросить Комиссию МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов (далее - Комиссия).
- В случае выявления факта списания денежных средств банком, к которому применены меры воздействия, поименованные в подпункте "с" настоящего пункта, либо отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка, подтвержденного выпиской, предусмотренной подпунктом "д" настоящего пункта, а также оснований, позволяющих ставить вопрос о подлинности представленных документов, налоговый орган направляет необходимые материалы в территориальные органы ФСНП России, МВД России и ФСБ России, а также сообщает о принятых мерах в МНС России без отражения денежных средств в лицевых счетах налогоплательщика.
- При наличии оснований предполагать недобросовестность налогоплательщика и банка указать налогоплательщику на необходимость отзыва им платежных поручений из картотеки банка к счету 90904 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" в порядке, установленном пунктом 10 Положения о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, утвержденного Приказом Банка России от 01.03.1996 N 244, с учетом разъяснений Банка России от 26.01.99 N 31-1-4/186.
- При отзыве налогоплательщиком платежных поручений Управлению МНС России по субъекту Российской Федерации надлежит информировать Комиссию об отозванных платежных поручениях и направлять в Комиссию заверенные копии писем налогоплательщиков об отзыве платежных поручений из неплатежеспособных банков.
- 2. При получении налоговым органом решений (постановлений) арбитражных судов, обязывающих налоговый орган признать обязанность по уплате налога исполненной, произвести отражение в лицевых счетах, осуществить зачет либо возврат сумм денежных средств, налоговому органу надлежит обжаловать данные решения в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке, с использованием при необходимости следующих оснований:
- а) заключение договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств, неуполномоченным должностным лицом банка. При этом в случаях, предусмотренных банковскими правилами, надлежащим подтверждением полномочий должностного лица банка должно служить подтверждение согласования его кандидатуры Банком России.
- В случае признания арбитражным судом договора банковского счета, с которого списаны денежные средства, недействительным на основании его заключения неуполномоченным лицом сделки по зачислению и списанию с данного счета денежных средств ничтожны;
- б) отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка на момент оформления поступления денежных средств на счет налогоплательщика.
- При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при заключении договора банковского счета банк получает право использовать имеющиеся на этих счетах денежные средства, сохраняя за клиентом в отношении этих денежных средств право распоряжаться ими. Таким образом, банк исполняет расчетные документы за счет средств, находящихся в его распоряжении. К данным средствам относятся как собственные средства банка, так и средства его клиентов, которые банк вправе использовать согласно пункту 2 вышеназванной статьи Гражданского кодекса.
- В том случае, если налоговый орган располагает доказательствами наличия у банка картотеки к счету 90904 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (подпункт "д" пункта 1 настоящего письма) на момент исполнения расчетного документа по зачислению денежных средств на счет налогоплательщика, налоговый орган вправе считать, что банк не мог исполнить данный расчетный документ, т.к. средства у банка для реального исполнения данного документа отсутствовали. В противном случае средства с расчетного счета должны были быть привлечены для исполнения ранее возникших обязательств по расчетным документам, находящимся в картотеке банка.
- При этом бухгалтерская проводка, показывающая зачисление денежных средств на счет налогоплательщика, носит формальный характер и не отражает их реального поступления на указанный счет. Данной проводкой фактически отражено изменение структуры обязательств банка перед его клиентами, в частности увеличен объем прав требования клиента банка - налогоплательщика на сумму средств, отраженных данной проводкой;
- в) злоупотребление правом, предоставленным налогоплательщику статьей 45 Налогового кодекса.
- При этом доказательством того, что налогоплательщик знал о неплатежеспособности банка в момент направления в банк платежного поручения, может являться наличие у налогового органа документов, свидетельствующих об исполнении налогоплательщиком обязанностей по договорам, в которых был указан счет налогоплательщика в неплатежеспособном банке, со счета в ином банке.
- Также доказательством правомерности вышеназванного основания могут служить доказательства наличия средств на иных счетах налогоплательщика.
- О результатах обжалования решения (постановления) арбитражного суда налоговым органам надлежит незамедлительно информировать Комиссию с приложением копии решения (постановления) и копий искового заявления (апелляционной или кассационной жалобы), отзыва налогового органа (налогоплательщика - при наличии).
- По вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования, а также по судебным делам, прошедшим все инстанции, денежные средства, признанные судебными органами как исполненная обязанность по уплате налогов, проводятся в лицевые счета налогоплательщиков в общеустановленном порядке, а именно отражаются как "денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов". При этом задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, но приостанавливается взыскание указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление на эти суммы пени.
- 3. Для отражения в лицевом счете налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа МНС России N БГ-3-18/297, решения Комиссии данное решение доводится до Управления МНС России по субъекту Российской Федерации в письменном виде.
- При наличии расхождений между суммами денежных средств, подтвержденными документами, направленными Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации в Комиссию, и данными налоговой отчетности по состоянию на 18.08.2000 Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации надлежит представить Комиссии в срок не позднее 01.11.2000 информацию о наличии вышеуказанных расхождений и причинах их возникновения.
- 4. В соответствии с Приказом МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351 право принятия решений об отражении в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в размере, в совокупности не превышающем 5 млн. рублей включительно на одного налогоплательщика, делегируется территориальным налоговым органам. При принятии такого решения налоговые органы должны руководствоваться положениями настоящего письма. Решение о проведении в лицевые счета налогоплательщиков денежных средств в размере в совокупности до 5 млн. рублей включительно на одного налогоплательщика утверждается руководителем (его заместителем) и фиксируется в Журнале учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297).
- По таким решениям в колонку 6 (нумерация слева направо) Журнала учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297), вносится запись следующего содержания:
- "Решение принято. Управление (инспекция) МНС России _________. Решение дата _______ N ___". Решение подписывает руководитель (его заместитель) налогового органа. При этом документы на Комиссию не направляются.
- Руководителям Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации надлежит обеспечить контроль за обоснованностью принятия таких решений нижестоящими налоговыми органами.
- Денежные средства, списанные с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов, проведенные в лицевые счета налогоплательщиков до создания Комиссии по рассмотрению вопросов исполнения обязанности налогоплательщиков при непоступлении денежных средств в бюджет (Приказ МНС России от 20.12.99 N АП-3-18/404) не исключаются из лицевых счетов налогоплательщиков, однако в отношении указанных сумм применяются все действия, предусмотренные настоящим письмом.
- Доведите вышеизложенное до нижестоящих налоговых инспекций.
- Заместитель Министра,
- Государственный советник
- налоговой службы 1 ранга
- В.А.ПАВЛОВ