О порядке лицензирования спиртосодержащей непищевой продукции
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 29.08.2000, касающееся вопроса лицензирования спиртосодержащей непищевой продукции.
- Заместитель Министра
- С.В.ВЕРЕВКИН - РАХАЛЬСКИЙ
Федеральный арбитражный суд восточно — сибирского округа постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу
-
29 августа 2000 года Дело N А19-1857/00-42-ФО2-1743/00-С1
- Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
-
председательствующего Елфимовой Г.В., судей Борисова Г.Н., Гуменюк Т.А.,
- при участии в судебном заседании представителей ОАО "Тулунский гидролизный завод" Варыгина В.Е. (доверенность N 19/М-1556 от 19.07.2000), Микитюк Л.М. (доверенность N 19/М-1552 от 19.07.2000), Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области Ивановой З.И. (доверенность N 08-18/369 от 29.08.2000), Крюковой О.Н. (доверенность N 08-14/682 от 29.11.99),
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области на решение от 5 июня 2000 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1857/00-42 (суд первой инстанции: Кузнецова Л.А., Власенко Л.В., Куклина Л.А.),
-
Установил:
- Открытое акционерное общество (ОАО) "Тулунский гидролизный завод" обратилось с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области (УМНС Российской Федерации) о признании недействительным предписания от 03.02.2000 N 17-20/331-134, обязывающего истца получить новую лицензию на производство, хранение и поставку жидкости парфюмерной "Канская", в случае невыполнения данного требования оборудование истца по производству данной продукции будет блокировано.
- Решением суда от 5 июня 2000 года иск удовлетворен. Предписание УМНС Российской Федерации от 03.02.2000 N 17-20/331-134 признано недействительным полностью.
- В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
- В кассационной жалобе УМНС Российской Федерации просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2000 года отменить и принять новое решение.
- Предписанием от 03.02.2000 N 17-20/331-134 УМНС Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.99 N 1344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции" поставило в известность ОАО "Тулунский гидролизный завод" о необходимости соблюдения вышеназванного Постановления, в частности: обеспечить переход производственных мощностей на выпуск спиртосодержащей непищевой продукции и получить лицензию.
- ОАО "Тулунский гидролизный завод" не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с иском о признании его не соответствующим требованиям закона.
- Пунктом 2 статьи 18 (абзац 9) Федерального закона от 22.11.95 N 171-Ф3 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 07.01.99 N 18-ФЗ) предусмотрено лицензирование производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
- Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено лицензирование производства и оборота произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому виду произведенной продукции, указанному в статье 2 этого же Федерального закона. Статьей 2 вышеназванного Федерального закона спиртосодержащая денатурированная продукция выделена в отдельное понятие, в то же время спиртосодержащая продукция в этой же статье подразделяется на пищевую и непищевую. Поэтому, по мнению УМНС Российской Федерации, исходя из требований пункта 2 (абзац 9) статьи 18 Федерального закона, производство спиртосодержащей (денатурированной и неденатурированной) непищевой продукции подлежит лицензированию и должно осуществляться с использованием этилового спирта.
- В пункте 9 статьи 18 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ (в редакции от 07.01.99) указано, что лицензии на данный вид деятельности выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.99 N 1344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции" предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе денатурированной, согласно которому федеральные лицензии на осуществление указанных видов деятельности выдаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При этом пунктом 3 предусматривается производство спиртосодержащей непищевой продукции на основе этилового спирта.
- Кроме того, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.98 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции" контроль за соблюдением технологической дисциплины при производстве денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья и объемами их производства возложен на Государственную налоговую службу Российской Федерации (с 15.07.99 - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам).
- Не имея лицензии, которая не только дает право на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции, но и определяет ответственность производителя в соответствии с действующим законодательством, организация фактически осуществляет бесконтрольную деятельность по производству и поставкам спиртосодержащей жидкости парфюмерной "Канская", дальнейшее использование которой невозможно проконтролировать.
- Государственной налоговой службой Российской Федерации разработан "Порядок контроля за объемами производства и соблюдением технологической дисциплины при производстве денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья", согласно которому процесс денатурации должен осуществляться после учета контрольными спиртоизмеряющими аппаратами объемов выработанного этилового спирта и передачи его из спиртоприемного отделения пропуском через мерники в спиртохранилище.
- Поскольку истец возражает против данного технологического процесса, ему и было вынесено предписание на необходимость получения лицензии. Оспариваемое предписание не влечет каких-либо материальных последствий и не нарушает прав истца.
- В своих возражениях на кассационную жалобу ОАО "Тулунский гидролизный завод" считает решение суда правильным. Истец по делу полагает, что производимая жидкость парфюмерно - косметическая "Канская" не относится к спиртосодержащей непищевой продукции, а является денатурированной спиртосодержащей продукцией, для производства которой не предусмотрено лицензирование. Кроме того, по мнению истца, УМНС Российской Федерации превысило свои полномочия, выдавая предписание о блокировании производства.
- Дело рассматривается в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
- Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене и принятии нового решения.
- Из материалов дела усматривается.
- ОАО "Тулунский гидролизный завод" осуществляет производство жидкости парфюмерной "Канская" по ТУ9154-00/17873525-96 с изменениями N 1 и N 2, которая зарегистрирована в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья" в Минэкономике России как спиртосодержащая денатурированная продукция, произведенная из непищевого растительного сырья с содержанием спирта 91 - 93,5% (регистрационное удостоверение N 202/42-164 от 17.12.98, л.д. 24).
- Производство жидкости парфюмерной "Канская" осуществляется на том же оборудовании, что и спирт этиловый технический, с установкой дополнительных расходных емкостей для внесения в поток спиртосодержащей непищевой продукции необходимого количества диэтилфталата и парфюмерной композиции, которое регламентируется техническими условиями, в соответствии с которыми она выпускается.
- Производство жидкости парфюмерной "Канская" ОАО "Тулунский гидролизный завод" осуществлялось без лицензии.
- УМНС Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.99 N 1344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции" вынесено предписание 03.02.2000 N 17-20/331-134 ОАО "Тулунский гидролизный завод" обязать в срок до 01.03.2000 обеспечить переход производственных мощностей на выпуск спиртосодержащей непищевой продукции согласно лицензии, которую необходимо получить в лицензионном отделе Департамента налогообложения алкогольной и табачной продукции МНС России. В случае неисполнения предписания в установленный срок оборудование ОАО "Тулунский гидролизный завод" по производству спиртосодержащей непищевой продукции будет заблокировано.
- Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Тулунский гидролизный завод" обратилось с иском о признании данного предписания не соответствующим требованиям закона.
- Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что фактически производимая истцом жидкость парфюмерная "Канская" является спиртосодержашей продукцией, вырабатываемой без участия такого компонента, как этиловый спирт, поэтому лицензированию не подлежит.
- Как правильно указал суд, виды деятельности, подлежащие лицензированию в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определены в статье 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 07.01.99.
- Далее суд пришел к выводу, что выпускаемая истцом жидкость "Канская" не относится ни к спиртосодержащей непищевой продукции, ни к продукции, при производстве которой в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.
- Свой вывод суд обосновывает статьей 2 Закона N 18-ФЗ, где даны основные понятия, используемые в Законе, и где предусматривается два самостоятельных понятия "спиртосодержащая непищевая продукция" и "спиртосодержащая денатурированная продукция", и делает заключение, что лицензирование последней не предусмотрено пунктом 2 статьи 18 Закона N 18-ФЗ.
- Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом суда.
- Фактически производимая истцом жидкость парфюмерная "Канская" является спиртосодержащей денатурированной непищевой продукцией.
- Поскольку жидкость парфюмерная "Канская" произведена с использованием этилового спирта, получаемого в технологическом процессе, содержит этиловый спирт более 90% объема готовой продукции, непищевой характер достигается добавками диэтилфталата, то она относится к спиртосодержащей продукции.
- Производство спиртосодержащей непищевой продукции подлежит лицензированию в силу статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.99 N 1344.
- Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу N А19-1927/00-42, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о незаконности принятого решения суда.
- Как видно из материалов дела, предписание УМНС Российской Федерации обязывает истца получить лицензию на производство смеси жидкой многокомпонентной технической.
- Основанием для выдачи предписания является Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.99 N 1344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции".
- Основной довод истца состоит в том, что жидкость парфюмерная "Канская" не является спиртосодержащей непищевой продукцией, а Постановление Правительства Российской Федерации N 1344 от 06.12.99, относя спиртосодержащую денатурированную продукцию к спиртосодержащей непищевой продукции, вступает в противоречие с Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.95 (в редакции Федерального закона N 18 от 07.01.99).
- Анализ действующего законодательства в области регулирования производства и оборота спиртосодержащей продукции применительно к возникшему спору показывает следующее.
- Согласно статье 18 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.95 в редакции Федерального закона N 18 от 07.01.99 лицензия выдается на производство, хранение и поставку, при осуществлении которых в качестве сырья вспомогательного материала используется этиловый спирт.
- Постановление Правительства Российской Федерации N 1344 напрямую относит спиртосодержащую денатурированную продукцию к спиртосодержащей непищевой продукции, тем самым обязывая лицензировать деятельность по ее производству.
- При этом Постановление Правительства N 1344 не вступает в противоречие со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 18, дающей понятие "спиртосодержащая денатурированная продукция" и "спиртосодержащая непищевая продукция". По мнению заявителя, это два самостоятельных не совпадающих понятия.
- Между тем статья 2 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 18 от 07.01.99 определяет основные понятия, используемые в Законе, и не исключает того, что они могут соотноситься как часть и целое.
- Из материалов дела усматривается, что, исходя из технологии производства жидкости парфюмерной "Канская", последняя подпадает под определение спиртосодержащей непищевой продукции. Жидкость парфюмерная "Канская" с использованием этилового спирта содержит его более 1,5% объема готовой продукции, а добавки специального вещества исключают ее использование при производстве пищевой продукции.
- Не соглашаясь с доводом истца, поддержанного судом, о том, что спиртосодержащая продукция в силу ее определения должна производиться с использованием этилового спирта, а при производстве жидкости парфюмерной "Канская" ни на одной из ее стадий технологического процесса этиловый спирт в производство не вносится, а, следовательно, отсутствует сырье, в перечне вспомогательных материалов и не является готовым продуктом, кассационной инстанцией учтен быть не может.
- Основным критерием отнесения жидкости парфюмерной к спиртосодержащей непищевой продукции является наличие этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Жидкость парфюмерная "Канская" содержит этиловый спирт 90 - 93% объема готовой продукции.
- Кроме того, истец подменяет понятие "произведена с использованием этилового спирта" на более узкое понятие "этиловый спирт вносится в производство".
- Необходимо также учитывать, что статья 1 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции легально относит деятельность по производству денатурированной спиртосодержащей продукции к производству спиртосодержащей непищевой продукции.
- Названное обстоятельство не свидетельствует о расширении по сравнению с федеральным законом видов лицензируемой деятельности, а является результатом оценки технологии производства денатурированной спиртосодержащей продукции как технологии производства любой другой спиртосодержащей непищевой продукции.
- С учетом изложенного, поскольку фактически осуществляемая деятельность ОАО "Тулунский гидролизный завод" по производству жидкости парфюмерной "Канская" является деятельностью по производству спиртосодержащей непищевой продукции, то предписание УМНС Российской Федерации о необходимости лицензирования этой деятельности является законным.
- Содержанием обжалуемого предписания является требование лицензировать деятельность, а не блокировка оборудования по производству жидкости парфюмерной "Канская". В связи с этим в исследовании доводов заявителя о превышении полномочий налогового органа нет необходимости, так как в предписании речь идет об информации о возможных последствиях в случае отказа лицензировать деятельность истца по отдельно принятому по этому вопросу решению, законность принятия которого может быть обжалована.
- Поскольку по делу не требуется представление и исследование дополнительных доказательств, а идет речь о неправильном толковании судом закона, кассационная инстанция считает возможным принять новое решение.
- Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной пошлине" с ОАО "Тулунский гидролизный завод" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела по первой и кассационной инстанциям.
- Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
-
Постановил:
- Решение от 5 июня 2000 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1857/00-42 отменить.
- Принять новое решение.
- В иске ОАО "Тулунский гидролизный завод" о признании недействительным предписания Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области от 03.02.2000 N 17-20/331-134 отказать.
- Взыскать с ОАО "Тулунский гидролизный завод" государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1 252 рубля 35 копеек.
- Выдать исполнительный лист.
- Председательствующий
- Г.В.ЕЛФИМОВА
- Судьи
- Г.Н.БОРИСОВ
- Т.А.ГУМЕНЮК