О Методических рекомендациях по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- В соответствии с Приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14-16/366дсп направляем Методические рекомендации по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами.
- Заместитель министра РФ
- по налогам и сборам
- В.В.ТИХОМИРОВ
Методические рекомендации по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами
- 1. Нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при проверке организаций и предпринимателей по плате за пользование водными объектами:
- - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, редакция от 02.01.2000);
- - Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ;
- - Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (редакция от 30.03.99);
- - законы или другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по плате за пользование водными объектами;
- - Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в редакции Приказа МНС России от 13.04.99 N ГБ-3-04/95);
- - иные нормативные правовые акты МНС России по проведению камеральных и выездных налоговых проверок;
- - Приказ МПР России от 23.10.98 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию поверхностных водных объектов".
- 2. Порядок проведения выездной налоговой проверки по плате за пользование водными объектами
- При проверке организаций и предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами, необходимо проконтролировать:
- - наличие лицензии на водопользование, выданной соответствующим территориальным органом МПР России;
- - наличие договора пользования водным объектом, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- - своевременность представления и правильность заполнения налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами, полноту и своевременность внесения платежей в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;
- - достоверность данных о фактическом объеме воды, забранной из водного объекта, и фактическом объеме сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;
- - достоверность данных о площади акватории водного объекта, используемой налогоплательщиком, объеме сплавляемой древесины и количестве выработанной электроэнергии;
- - имеется ли сверхлимитный забор воды из водного объекта или сверхлимитный сброс сточных вод в водные объекты;
- - правильность применения ставок платы за забор воды в пределах лимита, за сверхлимитный или безлицензионный забор воды;
- - правильность применения ставок платы за сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов, сверх лимитов или за безлицензионный сброс сточных вод;
- - правильность применения ставок платы при безлицензионном пользовании водными объектами в целях использования акватории, сплаве леса и удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
- - правильность отражения в бухгалтерском учете сумм начисленных платежей и перечисления их в бюджет.
- При проверке водопользователей необходимо иметь в виду следующее.
- В соответствии со статьей 46 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами.
- Договор пользования водными объектами должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае расхождений договора пользования водными объектами с условиями лицензии на водопользование указанный договор признается недействительным.
- Согласно статье 29 Кодекса водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность согласно лицензии на водопользование и договору на пользование водным объектом.
- 3. Проверка первичных документов и определение налоговой базы
- Конкретные методы проверки первичных документов определяются спецификой проверяемой организации и программой выездной налоговой проверки.
- Для определения объема по забору воды или сбросу сточных вод в водные объекты необходимо использовать следующие первичные документы:
- - журналы первичного учета использования воды, а именно: форма ПОД-11 "журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений"; форма ПОД-12 "журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами"; форма ПОД-13 "журнал учета качества сбрасываемых сточных вод";
- - журнал учета работы технологического оборудования;
- - договора на отпуск питьевой воды и приема сточных вод;
- - форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды".
- Проверяющий должен начать проверку с наличия лицензии на водопользование, в которой указывается установленный лимит по забору воды и сбросу сточных вод. Также необходимо проверить и срок действия лицензии.
- На основании данных лицензии проверяющий делает сверку лимитов забора воды и сброса сточных вод с указанными в налоговой декларации, представленной налоговому органу. При этом если организации установлен годовой лимит, то и перерасчет платы за сверхлимитное водопользование производится по итогам календарного года.
- Фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала по учету забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно, на основании данных водоизмерительных приборов.
- В случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывается исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.
- Государственной отчетностью по объему забора воды и сбросу сточных вод является официальная статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", которая ежегодно представляется территориальным органам МПР России и служит для ведения Государственного водного кадастра.
- Объем сверхлимитного забора и сброса воды определяется путем сверки данных забора и сброса воды в пределах лимита, установленного в лицензии, и фактического забора и сброса воды, который выводится проверяющим на основании журналов первичного учета.
- В случае, когда у водопользователей лицензия находится в стадии оформления, то им в соответствии с действующими нормативными актами разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий согласно графику, установленному соответствующим органом лицензирования.
- При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензий на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.
- При неполучении налогоплательщиком лицензии на водопользование в установленные сроки по их истечении взимание платы за пользование водными объектами производится по ставкам, установленным законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, увеличенным в пять раз независимо от объемов водопользования.
- Дополнительные платежи за сверхлимитное водопользование в данном случае не производятся.
- Кроме забора и сброса воды объектом налогообложения является использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ.
- МПР России разработало и направило в свои территориальные органы "Рекомендации по определению площади акватории водных объектов", которые применяются для определения площади акватории, используемой налогоплательщиком.
- Площадь используемой водопользователем акватории определяется территориальными органами МПР России и обязательно указывается в лицензии на водопользование.
- До получения лицензии площадь акватории принимается налоговым органом по данным самого налогоплательщика. При необходимости налоговым органам необходимо направить соответствующий запрос в территориальные органы МПР России о подтверждении данных, представленных налогоплательщиком.
- При проверке организаций, использующих водные объекты для удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде, необходима проверка отчетной документации о количестве вырабатываемой электроэнергии, для определения правильности исчисления налоговой базы по данному виду водопользования.
- Также необходима проверка отчетной документации о количестве (объеме) сплавляемой древесины, для определения правильности исчисления налоговой базы при проверке организаций, осуществляющих сплав леса без применения судовой тяги.
- 4. Контроль за своевременностью перечисления платежей в бюджет и оформление результатов проверки
- Завершающим моментом проведения выездной налоговой проверки должен быть проверен порядок отражения в бухгалтерском учете налогоплательщика начисленных сумм платы за пользование водными объектами, а также их перечисление в бюджет.
- Налогоплательщик самостоятельно вносит плату на счет управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации для последующего распределения по бюджетам согласно установленным нормативам:
- 40% - в федеральный бюджет;
- 60% - в бюджет субъекта Российской Федерации.
- В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" внесение налогоплательщиком платы производится не позднее 20 календарных дней по истечении отчетного периода.
- Суммы платы за пользование водными объектами (в том числе за сверхлимитное и безлицензионное водопользование) относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются при исчислении налога на прибыль (доход) предприятий и организаций. Поэтому комплексную выездную налоговую проверку следует начинать с проверки налогов, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
- Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки производятся в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также с инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 года N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
- При выявлении неуплаты или неполной уплаты платежей за пользование водными объектами в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления рекомендуется составить отдельный расчет по плате за пользование водными объектами в виде приложения к акту выездной налоговой поверки.
- 5. Камеральная налоговая проверка по плате за пользование водными объектами
- Камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами и других документов, представленных налогоплательщиком, производится в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации и "Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов", утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99 (доведен до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 29.01.99 N ВГ-14-16/13дсп).
- Если при проверке налоговых деклараций или других документов, представленных налогоплательщиком, выявлено налоговое правонарушение по плате за пользование водными объектами, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии с требованиями вышеуказанного Регламента.