О государственной кадастровой оценке земли
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Реформирование системы налогообложения Российской Федерации предусматривает, в частности, изменение подходов к налогообложению земли. Предусматривается переход к налогообложению земельных участков в зависимости от его кадастровой стоимости.
- Переход на новые принципы налогообложения земельных участков требует проведение кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, лесного и водного фондов и других категорий земель. Это позволит ввести наиболее обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности.
- Правительство Российской Федерации Постановлением от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" обязало Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения.
- Приказами Росземкадастра по согласованию с другими ведомствами утверждены методики государственной кадастровой оценки земель поселений, а также земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время разрабатываются методики кадастровой оценки лесных земель, земель водного фонда, промышленности, транспорта и других.
- В ряде регионов Российской Федерации территориальными органами Росземкадастра в настоящее время проводится работа по определению кадастровой стоимости земель, а в отдельных регионах она уже близка к завершению.
- По данным Росземкадастра, проведена оценка земель поселений Ярославской области. Проведенные ими, по результатам государственной кадастровой оценки земли г. Ярославля, расчеты показывают, что установление ставки земельного налога на уровне 0,5% от кадастровой стоимости позволит увеличить сборы от налога за земли поселений в 1,4 раза. В случае установления земельного налога на уровне 2% налоговые поступления в бюджеты всех уровней могут возрасти в 3 - 5 раз.
- Специалистами МНС России самостоятельно проведен анализ результатов кадастровой оценки земель поселений Ярославской области. При этом проанализированы и обобщены данные кадастровой оценки земель в одном из городов области, проведены расчеты показателей земельного налога с применением налоговых ставок от 0,1% до 2% и более от кадастровой стоимости земли различного целевого назначения.
- Проведенный анализ выявил возможность существования отдельных недостатков при оценке земель, требующих дополнительной проработки либо корректировки данных оценки. Например, неверное определение кадастрового квартала одного из городов области привело к занижению оценки земель промышленности (в 4 - 5 раз ниже оценки земель торговли), хотя в составе земель города удельный вес земель промышленности наибольший. Такие факты несоответствия оценки земли необходимо выявлять еще на предварительной стадии приемки материалов кадастровой оценки земли органами местного самоуправления, с целью последующей их корректировки и приведения в соответствие с реальной стоимостью земельных участков.
- Считаем, что предоставляемые в органы местного самоуправления на утверждение материалы кадастровой оценки земли в обязательном порядке должны содержать экономическую оценку результатов ее внедрения. Для удобства рассмотрения комиссией, как на уровне региона, так и на уровне районов и городов, предоставление результатов оценки целесообразно в табличной форме. В процессе приемки комиссией материалов оценки необходимо проводить сопоставление прогнозируемых сумм поступления земельного налога, исчисленных от кадастровой оценки земли, и сумм налога по существующей в настоящее время системе налогообложения. При отсутствии этих показателей органы местного самоуправления не имеют возможности оценить целесообразность и эффективность перехода на систему налогообложения земли на основании кадастровой стоимости земельных участков.
- В случае если по результатам оценки поступление налоговых платежей за землю, в отдельных кадастровых кварталах поселений или по видам деятельности, оказывается ниже существующего в настоящее время уровня, то материалы оценки должны быть возвращены на доработку и вновь представлены на утверждение комиссии.
- Необходимо отметить, что на местах налоговым органам необходимо принимать более активное участие в работе комиссий по приемке материалов кадастровой оценки земли (непосредственно участвовать в составе комиссий), а также активно взаимодействовать на местах с органами Росземкадастра.
- Принимая во внимание, что Федеральная служба земельного кадастра России активно проводит государственную кадастровую оценку земель всех категорий и обязана завершить ее в 2001 году, налоговым органам необходимо быть готовыми к переходу на новые принципы налогообложения земли от ее кадастровой стоимости.
- Учитывая изложенное, рекомендуется:
- 1. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам России:
- - осуществлять контроль за ходом проведения кадастровой оценки земли по субъектам Российской Федерации;
- - взаимодействовать с органами Росземкадастра по вопросам создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
- - в состав комиссий по приемке материалов кадастровой оценки земли должен быть включен представитель УМНС России не ниже заместителя руководителя, курирующего имущественные и ресурсные платежи в регионе;
- - по мере проведения кадастровой оценки земли предоставлять в Управление ресурсных платежей МНС России результаты оценки по региону в виде аналитической записки с отражением особенностей ее проведения и основных результатов оценки и эффективности ее применения в данном регионе в целом, в т.ч. по видам земель и видам деятельности налогоплательщиков.
- 2. Налоговым инспекциям городов и районов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:
- - принимать активное участие в работе комиссии по приемке материалов кадастровой оценки земли; в состав комиссии должен быть включен представитель от инспекции не ниже заместителя руководителя, курирующего имущественные и ресурсные платежи;
- - ставить перед комиссией по приемке материалов кадастровой оценки земли задачу о предоставлении органами, проводящими оценку земли, материалов экономической оценки результатов ее внедрения и добиваться ее решения;
- - предоставлять на рассмотрение комиссии свои заключения по эффективности перехода на новую систему налогообложения на данной территории;
- - при определении эффективности перехода к исчислению земельного налога от кадастровой оценки земли на уровне района, района города и города без районного деления использовать прилагаемую форму таблицы N 1;
- - в тех городах и районах, где уже проведена и утверждена органами местного самоуправления кадастровая оценка земли, целесообразно списки налогоплательщиков земельного налога на следующий налоговый период формировать в электронном виде по единому согласованному формату с указанием кадастровой стоимости земельного участка по видам их использования и кадастровым кварталам.
- Государственный советник
- налоговой службы 1 ранга
- В.В.ТИХОМИРОВ
Информация о состоянии и экономической оценке результатов кадастровой оценки земель в ____________ районе (городе)
-
Показатели
По состоянию на ___ 2001 г.
Возможная начисленная сумма земельного налога (включая льготируемые организации и земли), тыс. руб.
Рост (снижение) суммы земельного налога на перспективу в % к 2000 году при ставке
га
в % к всей площади
в 2000 году
через кадастровые цены по ставкам:
0,5%
1%
2%
0,5%
1%
2%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Земли района, имеющие кадастровую оценку:
- населенные пункты - сельскохозяйственные угодья - лесной фонд - водный фонд - промышленность и другие вне населенных пунктов - прочие (согласно методике)
2. Площадь районного центра (города ______) в пределах черты поселений, ВСЕГО из них: возможная налогооблагаемая площадь (включая льготируемые земли), ВСЕГО: в том числе: - у юридических лиц - у физических лиц
100%
2.1. Налогооблагаемая площадь юридических лиц по видам их использования (согласно методике), ВСЕГО:
в т.ч. по землям (согласно методике):
- многоэтажной жилой застройки
- под гаражами
- под объектами торговли и т.д.
- под объектами образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.
- промышленности
- под административными, банковскими объектами и т.д.
- прочие
2.2. Кроме того, кадастровые кварталы и виды деятельности, где сумма налога меньше факта при 1% ставке: - квартал N - ВСЕГО в т.ч. вид деятельности _________ квартал N - ВСЕГО в т.ч. вид деятельности _________
- Примечание к порядку заполнения таблицы:
- Данная таблица состоит из двух частей.
- В первой части (пункт 1) указывается состояние и анализ проводимой кадастровой оценки земли в целом по территории района, по составу земель в соответствии с их основным целевым назначением. При расчетах возможных начисленных сумм земельного налога применяются усредненные кадастровые цены единицы площади этих земель. Также определяется удельный вес уже оцененных земель района на определенную дату.
- Во второй части (пункт 2) дается более подробная информация по главному объекту территории - городу либо районному центру или городу, не имеющему прилегающих территорий в сельской местности. В строке - величина возможной налогооблагаемой площади указывается сумма земельной площади, находящейся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц (включая льготируемые земли), за исключением земель, находящихся в земельном запасе и переданных в аренду.
- Могут иметь место случаи, когда в целом по городу, а также в целом по видам деятельности рост суммы земельного налога, по отдельным кварталам, а также отдельным видам деятельности внутри одного квартала, будут ниже, чем сумма налога в настоящее время. В таком случае надо выделить эти участки в таблице в подпункте 2.2.
- Считали бы целесообразным материал по данной форме представлять налоговыми органами районов и городов в УМНС по субъектам Российской Федерации регулярно, например, по состоянию на 1 сентября 2001 года и 1 января 2002 года. После обобщения материалов кадастровой оценки земли на уровне УМНС региона в соответствии с п. 1 данного письма направлять их в Управление ресурсных платежей МНС России в виде аналитических записок.