О проведении проверок, связанных с взиманием платы за загрязнение окружающей природной среды
- Принято
- Главным управлением федеральной службы налоговой полиции по Северо-Западному федеральному округу
- По имеющейся информации, рядом территориальных и местных органов налоговой полиции Северо-Западного федерального округа осуществляются проверки организаций по вопросам, связанным с взиманием платы за загрязнение окружающей природной среды. По результатам указанных проверок органами налоговой полиции принимаются процессуальные решения, в том числе о возбуждении уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты налогов с организаций".
- В целях выработки единой правоприменительной практики и во избежание принятия необоснованных процессуальных решений Главное управление ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу считает необходимым дать следующие разъяснения.
- Общественно опасный характер деяния, предусмотренного статьей 199 УК РФ, состоит в умышленном неисполнении конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога). При этом необходимо учитывать, что состав налогоплательщиков и элементы налогообложения могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными (постановления от 4 апреля 1996 года, от 18 апреля 1997 года, от 11 ноября 1997 года, от 20 февраля 2001 года).
- Взимание платы за загрязнение окружающей природной среды как одна из составных частей платности природопользования предусмотрена статьей 20 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с пунктом 3 данной статьи плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах установленных лимитов, так и сверх этих лимитов. В той или иной степени о плате за загрязнение окружающей природной среды упоминают федеральные законы от 24 июня 1998 года N 98-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (статья 28). Однако ни эти, ни какие-либо иные законодательные акты не определяют состав плательщиков платы за загрязнение окружающей природной среды и элементы налогообложения. Вопросы, связанные с взиманием платы за загрязнение окружающей природной среды, в настоящее время регулируются Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (утвержден совместным письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10). В соответствии со статьями 1 и 4 НК РФ данное письмо не является законодательным актом и не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды не может считаться законно установленным налогом.
- В связи с вышеизложенным факт невнесения организацией платы за загрязнение окружающей природной среды не может служить основанием для уголовного преследования должностных лиц этой организации.
- Заместитель директора ФСНП России - начальник Главного управления ФСНП по Северо-Западному федеральному округу генерал-лейтенант налоговой полиции
- А.С.Седов