» » » О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2002 N 9111

О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2002 N 9111


Российская Федерация
Письмо МНС РФ от 15 апреля 2002 года № ШС-6-14/470
О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2002 N 9111/01
Принято
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
  1. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2002 N 9111/01, в соответствии с которым заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано налоговым органом независимо от размера кредиторской задолженности должника.
  2. Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
  3. Государственный советник
  4. налоговой службы 1 ранга
  5. С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
к Письму от 15 апреля 2002 года № ШС-6-14/470
Постановление
Президиум высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 30 января 2002 г. № 9111/01
  1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 18.05.2001, Постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1941 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 20.08.2001 по тому же делу.
  2. Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
  3. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району Тверской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о применении к товариществу с ограниченной ответственностью "Коллаж" Лтд (далее - товарищество) положений параграфа 2 главы Х Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о банкротстве отсутствующего должника, так как товарищество долгое время не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и обладает признаками отсутствующего должника.
  4. Решением от 18.05.2001 в удовлетворении заявления отказано по мотиву отсутствия у товарищества кредиторской задолженности перед бюджетом и иными кредиторами.
  5. Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2001 решение оставлено без изменения.
  6. Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа Постановлением от 20.08.2001 решение и Постановление апелляционной инстанции отменил, производство по делу прекратил, считая, что при отсутствии кредиторской задолженности рассмотрение арбитражным судом заявления о признании должника банкротом исключается.
  7. Кроме того, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые органы обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей.
  8. В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
  9. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  10. Согласно статье 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
  11. Из смысла статьи 180 следует, что положения параграфа 2 главы Х Закона применяются и в случае отсутствия у предприятия кредиторской задолженности.
  12. В силу статьи 177 Закона в случаях, когда должник - гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.
  13. Поэтому вывод суда кассационной инстанции о том, что налоговые органы не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом, следует признать ошибочным.
  14. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  15. Постановил:

  16. решение от 18.05.2001, Постановление апелляционной инстанции от 05.07.2001 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1941 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 20.08.2001 по тому же делу отменить.
  17. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тверской области.
  18. Председатель
  19. Высшего Арбитражного Суда
  20. Российской Федерации
  21. В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Предыдущая новость - Об отражении в учете операций со средствами, поступающими в погашение беспроцентных ссуд

Следующая новость - Об уничтожении образцов облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года