О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 6653/01
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 6653/01, в соответствии с которым на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному, упомянутому этой статьей основанию.
- Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Государственный советник
- налоговой службы 1 ранга
- С.Н.ШУЛЬГИН
Президиум высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 12 апреля 2002 г. № 6653/01
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 24.04.2000 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-700/3-2000 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 19.07.2000 по тому же делу.
- Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
- Общество с ограниченной ответственностью "Научно - производственная фирма "Стройаркос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Тюмени (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.01.2000 N 15 о взыскании 10 000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Решением от 24.04.2000 в иске отказано.
- Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа Постановлением от 19.07.2000 решение оставил без изменения.
- В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
- Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
- Как видно из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Тюмени в результате камеральной проверки установила, что ООО "Научно - производственная фирма "Стройаркос" нарушило установленный налоговым законодательством срок подачи заявления о постановке общества на учет в налоговом органе по месту нахождения приобретенных им транспортных средств (УАЗ-3962, ВАЗ-21110).
- Решением инспекции от 21.01.2000 N 15 за указанное правонарушение общество было привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
- Отказывая в удовлетворении искового требования, суды исходили из того, что истец в силу статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации обязан в 30-дневный срок (со дня регистрации транспортных средств) подать в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения данного имущества независимо от того, что он уже состоит на учете в качестве налогоплательщика в том же налоговом органе.
- Поскольку общество подало заявление о постановке на учет с нарушением указанного срока, решение о применении санкций к нему, по мнению судов, инспекцией принято правомерно.
- Однако эти выводы судов являются ошибочными.
- В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
- Таким образом, указанная норма регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества.
- Как предусмотрено пунктом 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
- В данном случае на момент приобретения истцом транспортных средств и регистрации права на это имущество он уже состоял на учете в налоговой инспекции по месту своего нахождения, указанные средства также расположены в зоне деятельности ответчика. Следовательно, решение инспекции о применении налоговых санкций является неправомерным и у суда не было правовых оснований для отказа в иске.
- При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене, исковое требование - удовлетворению.
- Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
-
Постановил:
- решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.04.2000 по делу N А70-700/3-2000 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 19.07.2000 по тому же делу отменить.
- Признать решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Тюмени от 21.01.2000 N 15 недействительным.
- И.о. Председателя
- Высшего Арбитражного Суда
- Российской Федерации
- М.К.ЮКОВ