О Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2002 N 1636/02
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2002 N 1636/02 об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в связи с тем, что он принят по неполно выясненным обстоятельствам дела.
- Доведите направляемое информационное письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Государственный советник
- налоговой службы 1 ранга
- С.Н.ШУЛЬГИН
Президиум высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 27 марта 2002 г. № 1636/01
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 16.10.2000 по делу N А52/1981/2000/2 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 22.01.2001 по тому же делу.
- Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
- Муниципальное предприятие "Управление капитального строительства города Пскова" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковской области о признании недействительным его решения от 04.08.2000 N 03-04/312ДСП.
- Решением суда от 16.10.2000 иск удовлетворен частично.
- Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа Постановлением от 22.10.2001 решение в части признания недействительным акта налогового органа в отношении доначисления налогов и пеней, а также применения ответственности за нарушение, связанное с осуществлением технического надзора, отменил и в этой части в иске отказал. В остальной части решение оставил без изменения.
- В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается упомянутые судебные акты частично отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение.
- Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
- Как видно из материалов дела, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковской области проведена выездная проверка муниципального предприятия "Управление капитального строительства города Пскова" за период с 01.01.97 по 31.12.99. В результате проверки налоговым органом составлен акт от 06.07.2000 N 254ДСП и принято решение от 04.08.2000 N 03-04/312ДСП о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершенные налоговые правонарушения.
- В пунктах 2.1.4, 2.1.5 акта проверки указано, что в нарушение статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", пунктов 6, 11 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предприятие на суммы выполненного объема работ по техническому надзору по объектам, финансируемым за счет средств дольщиков, в период с 1997 по 1999 год не начисляло налог на добавленную стоимость. Объектом обложения этим видом налога указана разница между общей суммой средств, полученных по договорам от дольщиков, и фактическими затратами на строительство жилого дома.
- В пункте 2.3 акта отражено нарушение по уплате налога на прибыль. В частности, указано, что оплата услуги по осуществлению технического надзора в нарушение Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56, и пункта 3.1 инструкции "О порядке заполнения форм годовой отчетности", утвержденной Приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, не включена в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг).
- Данные выводы послужили основанием для доначисления налога на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и других налогов и сборов.
- Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части, касающейся налогообложения денежных средств за технический надзор, исходил из следующего.
- Осуществление технического надзора за качеством строительства больничного комплекса и других объектов строительства являлось функцией предприятия (заказчика - застройщика) в силу возложенных на него администрацией города Пскова обязанностей. Строительство осуществлялось за счет целевого бюджетного финансирования и за счет привлеченных денежных средств дольщиков - юридических и физических лиц. Все поступающие денежные средства учитывались предприятием на счете 96 "Целевые поступления", с которого производились расчеты с подрядчиками за выполненные строительные работы и компенсировались затраты предприятия по осуществлению технического надзора. На этом основании суд признал, что выполнение указанной функции не относится к предпринимательской деятельности, выручку от реализации услуг предприятие не получало, поэтому отсутствует объект обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
- Суд кассационной инстанции, отменяя в этой части решение суда первой инстанции, признал его выводы не основанными на законе. При этом суд исходил из положения пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации и обстоятельств, связанных с поступлением денежных средств от инвесторов на собственный счет истца. Функцию предприятия по осуществлению технического надзора за качеством строительства суд расценил как вспомогательную услугу, возмездность которой подтверждена расчетами по оплате.
- Данные выводы являются необоснованными, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
- В качестве плательщиков налога на прибыль и налога на добавленную стоимость Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" среди прочих плательщиков указывает предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
- Муниципальное предприятие "Управление капитального строительства города Пскова", как указано в его уставе, создано в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Предприятие зарегистрировано Псковским городским Советом народных депутатов 27.11.91, является юридическим лицом. Ссылка в уставе предприятия на Положение о заказчике - застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 N 16, в качестве основания к его созданию, не имеет значения для оценки организационно - правового положения, в том числе и при исследовании вопроса о налогообложении данного юридического лица.
- Согласно уставу предприятие действует на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, вправе заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, оказывать услуги, производить продукцию и совершать торговые операции, то есть наделено правом участвовать в гражданском обороте.
- Таким образом, по организационно - правовой форме истец является унитарным предприятием, осуществляющим коммерческую деятельность, на которое распространяется общий порядок налогообложения.
- Выполнение предприятием функций заказчика - застройщика в интересах муниципального образования, в том числе контроля и технического надзора за строительством, не освобождает истца от обязанности по уплате налогов.
- В процессе осуществления функций заказчика - застройщика муниципальное предприятие оказывает посреднические услуги инвестору строительства с одной стороны, с другой - подрядчику строительства, в числе этих услуг и технический надзор за качеством строительства в интересах инвестора (заказчика).
- Взаимоотношения сторон в данном случае являются гражданско - правовыми, независимо от того, кто выступает инвестором.
- Суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что осуществление технического надзора за качеством строительства заказчиком - застройщиком носит публично - правовой характер.
- Суд кассационной инстанции, признавая муниципальное предприятие субъектом налогообложения, не проверил правильность определения инспекцией налогооблагаемой базы по услугам, связанным с осуществлением технического надзора, срока возникновения обязанности по уплате налогов.
- Так, в пункте 2.3 акта проверки указано, что для целей налогообложения истцом не учтена выручка от реализации услуг по техническому надзору, данных об исключении связанных с получением этой выручки затрат акт не содержит.
- Также в акте нет сведений о поступлениях на расчетный счет истца денежных средств от дольщиков за выполненные объемы работ по техническому надзору истца, нет в материалах дела и первичных документов, подтверждающих эти обстоятельства.
- Ссылка суда кассационной инстанции на ПБУ 2/94 неосновательна, поскольку правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций заказчика - застройщика и порядок определения финансового результата установлены не только положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.12.94 N 167, но и Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.93 N 160. Кроме того, бухгалтерский учет затрат на строительство и источников его финансирования ведется заказчиком - застройщиком на основании плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по применению этого плана, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, и существенные элементы налогообложения, включая объект, срок уплаты, устанавливаются законами о конкретных видах налогов.
- Также судом не дано правовой оценки имеющимся в деле письмам Госналогслужбы России от 17.06.96 N 03-1-09/27, Минфина России от 27.01.99 N 04-03-10, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.09.2000 N 03-1-09/34, Госстроя России от 11.01.2001 N 10-09, в которых сообщена позиция этих органов в отношении налогообложения затрат заказчика - застройщика.
- Указанное обстоятельство имеет значение для решения вопроса о применении ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из положений статьи 111 Кодекса.
- Таким образом, судебные акты подлежат частичной отмене, дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.
- Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
-
Постановил:
- решение от 16.10.2000 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1981/2000/2 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 22.01.2001 по тому же делу в части, касающейся решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковской области от 04.08.2000 N 03-04/231 ДСП о доначислении налогов, пеней и применении ответственности по эпизоду, связанному с оплатой технического надзора, отменить.
- Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Псковской области.
- В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
- Председатель
- Высшего Арбитражного
- Суда Российской Федерации
- В.Ф.ЯКОВЛЕВ