Об упрощенной системе налогообложения
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос о разъяснении отдельных положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает.
- По вопросу 1. Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" часть вторая Кодекса дополняется новой главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая вводится в действие с 01.01.2003.
- В связи с вступлением в силу главы 26.2 Кодекса Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с 01.01.2003 утрачивает силу.
- В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание с 1 января 2003 года применять упрощенную систему налогообложения, должны руководствоваться порядком перехода на данную систему налогообложения, предусмотренным главой 26.2 Кодекса.
- По вопросу 2. Сведения, которые должны быть указаны в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения, приведены в соответствующей рекомендуемой форме 26.2-1, прилагаемой к приказу МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.
- Учитывая положения пункта 2 статьи 346.12 Кодекса, организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 должны отражать доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) за 9 месяцев 2002 года.
- По вопросу 3. Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому налогоплательщиками в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2003 году, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса.
- При этом пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса определено, что расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21 пункта 1 данной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263 и 264 Кодекса.
- Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (оптовая, мелкооптовая и розничная торговля), согласно главе 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса учитываются налогоплательщиками при реализации покупных товаров и являются особенностью определения расходов при реализации товаров (статья 268 Кодекса).
- В вышеуказанных статьях главы 26.2 Кодекса не предусмотрено уменьшение организациями и индивидуальными предпринимателями налоговой базы на расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
- Исходя из этого, в случае когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, организации и индивидуальные предприниматели при применении с 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения не вправе уменьшать при исчислении налоговой базы сумму полученных доходов на расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
- По вопросу 4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
- В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
- Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
- Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
- Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
- Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
- Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
- По вопросу 5. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
- Исходя из этого организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и осуществляющие импортные операции, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
- При этом следует иметь в виду, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
- В данном законопроекте предусматривается, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут признаваться налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
- По вопросу 6. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
- Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
- Таким образом, при переходе с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения в заявлении о переходе на данную систему налогообложения организация должна указать размер дохода от реализации, определяемого в соответствии со статьей 249 Кодекса.
- Действительный государственный
- советник налоговой службы
- Российской Федерации II ранга
- С.Х.Аминев