О деятельности музеев образовательных учреждений
- Принято
- Министерством образования Российской Федерации
- В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
- Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
- Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
- В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:
- - исторических - 2060;
- - военно-исторических - 1390;
- - комплексных краеведческих - 1060.
- Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.
- В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
- На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.
- Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
- Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
- Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.
- С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.
- Заместитель министра
- Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
- 1. Общие положения
- 1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".
- 1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
- 1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
- 2. Основные понятия
- 2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
- 2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
- 2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
- 2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.
- 2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.
- 2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
- 3. Организация и деятельность музея
- 3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
- 3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
- 3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
- 3.4. Обязательные условия для создания музея:
- - музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
- - собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
- - помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- - музейная экспозиция;
- - устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
- 3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.
- 4. Функции музея
- 4.1. Основными функциями музея являются:
- - документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- - осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- - организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- - развитие детского самоуправления.
- 5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея
- 5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- - учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
- - учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
- 5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
- 5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- 5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- 5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
- 6. Руководство деятельностью музея
- 6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
- 6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
- 6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
- 6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
- 7. Реорганизация (ликвидация) музея
- Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.