» » » О применении пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона «О рекламе»

О применении пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона «О рекламе»


Российская Федерация
Письмо ФАС от 17 сентября 2004 года № АК/5841
О применении пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона «О рекламе»
Принято
Федеральной антимонопольной службой
  1. О ПРИМЕНЕНИИ ПУНКТА 1.1 СТАТЬИ 16
  2. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
  3. В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе" ФАС России сообщает.
  4. 1. Указанным Федеральным законом статья 16 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон) дополняется пунктом, устанавливающим требования, предъявляемые к рекламе пива и напиткам, изготавливаемым на его основе.
  5. Поскольку Закон не содержит каких-либо оговорок, уточняющих группы товаров (пива), к рекламе которых он применятся, то его требования в равной мере распространяются на рекламу алкогольного и безалкогольного пива.
  6. Следует учитывать, что рекламой товара признается, в том числе, демонстрация в рекламе отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например, товарных знаков, если такая реклама призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.1997 N 1489/97, Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37).
  7. В то же время, исходя из сложившейся судебной практики, не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:
  8. непосредственно на товаре, его этикетке, упаковке, на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени;
  9. на сувенирной продукции;
  10. на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках.
  11. Содержащиеся в настоящем письме разъяснения в отношении рекламы пива в равной мере относятся к рекламе напитков, изготовленных на его основе.
  12. 2. Второй абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о том, что его употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния.
  13. Данное требование распространяется на любой способ размещения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что употребление пива порождает успех или улучшает состояние), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния).
  14. При этом нарушением указанного положения Закона являются случаи, когда в рекламе достижение общественного, спортивного или личного успеха либо улучшение физического или психического состояния обусловлены употреблением пива.
  15. 3. Третий абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды.
  16. При оценке рекламы на предмет ее соответствия данному требованию необходимо выяснить, имеется ли в рекламе прямая (непосредственная) связь между употреблением пива и утолением жажды. При этом сам факт демонстрации в рекламе процесса употребления пива не может рассматриваться как нарушение указанного пункта, если отсутствуют иные признаки, свидетельствующие о том, что употребление пива происходит в целях утоления жажды.
  17. Следует также учитывать, что вступление в силу с 1 января 2005 года положения пункта 1.1 статьи 16 Закона, предусматривающего, что реклама пива не должна использовать образов людей и животных, повлечет за собой запрет на любую демонстрацию в рекламе употребления пива.
  18. 4. Четвертый абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона предусматривает, что реклама пива не должна содержать информацию о безвредности пива и (или) положительных терапевтических свойствах.
  19. Закон не допускает любые прямые или косвенные утверждения в рекламе о безвредности пива для здоровья человека.
  20. При этом под положительными терапевтическими свойствами следует понимать указание в рекламе на положительное влияние пива на здоровье человека, улучшение его самочувствия, возможность излечения заболеваний.
  21. Дополнительной гарантией реализации данной нормы служит требование тринадцатого абзаца пункта 1.1 статьи 16 Закона, предусматривающее, что распространение рекламы пива должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде его употребления.
  22. 5. Шестой абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона ограничивает места возможного распространения рекламы пива, устанавливая запрет на распространение указанной рекламы в радио- и телепередачах для несовершеннолетних, при их кино- и видеообслуживании, а также в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях.
  23. При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого являются детские передачи (публикации).
  24. Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена.
  25. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 "Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения" под кино- и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино- и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданных в установленном порядке.
  26. Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении.
  27. 6. В седьмом абзаце пункта 1.1 статьи 16 Закона установлен запрет на распространение рекламы пива в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.
  28. Отнесение организации к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры производится в зависимости от той сферы деятельности, которую осуществляет данная организация. Классификация видов деятельности предусматривается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
  29. Сфера деятельности конкретной организации определяется в ее учредительных документах, а правомерность такой деятельности в установленных законом случаях зависит от получения разрешительной документации (например, лицензии). Также отнесение того или иного юридического лица к одной из перечисленных в указанной норме Закона организаций возможно в зависимости от того, осуществляет ли реально данное юридическое лицо виды деятельности, позволяющие отнести его к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры.
  30. Установленное Законом ограничение распространяется как на территорию самой организации, так и прилегающую к ней территорию в радиусе 100 метров.
  31. При этом необходимо учитывать, что требование Закона о недопустимости распространения рекламы пива в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них, действует в отношении любых способов распространения рекламы пива на данных территориях, в том числе на размещение наружной рекламы, оформление помещений (стадионов, спортивных сооружений), размещение рекламы на одежде (форме) участников спортивных, культурных мероприятий.
  32. 7. В соответствии с восьмым абзацем пункта 1.1 статьи 16 Закона реклама пива не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
  33. Учитывая данное требование, Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы пива в течение двух периодов времени, первый из которых начинается в 00.00 часов и заканчивается в 07.00 часов, второй - начинается в 22.00 часа и заканчивается в 00.00 часов. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным.
  34. 8. В соответствии с девятым абзацем пункта 1.1 статьи 16 Закона реклама пива не должна оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.
  35. Под мультипликационными фильмами понимаются фильмы, полученные путем съемки рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения. К мультипликационным могут быть также отнесены фильмы, изготовленные с помощью компьютерной графики. Однако использование в игровых фильмах компьютерных спецэффектов не приравнивает автоматически данные фильмы к мультипликационным.
  36. Следует учитывать, что использование нарисованных персонажей или кукол в статичной рекламе (в журналах, газетах, в наружной рекламе) не нарушает требования указанной нормы Закона. Данный подход применяется и к рекламе, распространяемой в сети Интернет. В Интернете запрещается размещать рекламные ролики пива в виде мультипликационных фильмов. В случае же размещения статичного рекламного баннера на такую рекламу не распространяются положения девятого абзаца пункта 1.1 статьи 16 Закона.
  37. 9. Десятый абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона запрещает в рекламе дискредитировать воздержание от употребления пива.
  38. Исходя из содержания данного требования, в рекламе пива не допускается подрывать доверие к трезвому образу жизни, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от его употребления.
  39. 10. В соответствии с одиннадцатым абзацем пункта 1.1 статьи 16 Закона реклама пива не должна распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
  40. Закон дифференцирует требования к рекламе пива в зависимости от формы выпуска печатных средств массовой информации. В газете размещение рекламы пива не допускается на первой и последней полосах. В журнале размещение рекламы пива не допускается на первой и последней странице и обложках журнала.
  41. Определения терминов "газета" и "журнал" содержатся в ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения".
  42. Газетой является периодическое листовое издание, в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания.
  43. Журналом является периодическое издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете.
  44. Главным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы пива, является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.
  45. Согласно ОСТ 29.130-97 "Издания. Термины и определения" обложка - бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания.
  46. Обложка издания (журнала) включает в себя четыре самостоятельные стороны, которые не включается в нумерацию страниц издания.
  47. Поэтому размещение рекламы пива не допускается на всех сторонах обложки и на первой и последней страницах журнала.
  48. 11. Двенадцатый абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона не допускает распространение рекламы пива в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
  49. Данное требование в равной мере распространяется как на печатные, так и электронные средства массовой информации. Оценка специализации средства массовой информации на вопросах экологии, образования, охраны здоровья осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации.
  50. 12. Тринадцатый абзац пункта 1.1 статьи 16 Закона предусматривает, что распространение рекламы пива должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления.
  51. В радио- и телепрограммах Закон устанавливает временные рамки продолжительности такого предупреждения - не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой рекламы. При распространении рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
  52. Конкретное содержание и способ доведения предупреждения о возможном вреде употребления пива Законом не регламентированы и определяются при производстве рекламы субъектами рекламной деятельности самостоятельно.
  53. Закон допускает возможность предупредить потребителей о возможном вреде употребления пива при помощи текстовых, аудио- и видеосообщений, изображений и пр. не только непосредственно в рекламе, но и в том пространстве (месте), где она размещается.
  54. В радио- и телепрограммах предупреждение может быть оформлено в виде предупреждающей надписи, демонстрируемой на протяжении не менее определенного Законом времени трансляции рекламного ролика и (или) посредством соответствующего звукового сообщения.
  55. В помещениях организаций, где осуществляется оборот, розлив пива и имеет место его реклама, предупреждение может быть оформлено в виде надписей, размещенных на стенах, столиках, стойках и пр. с соблюдением в совокупности требований к соотношению площади рекламы и предупреждения.
  56. При этом во всех случаях содержание предупреждения должно соответствовать заложенному Законом смыслу, а его визуальное или звуковое воплощение должно обеспечивать потребителям адекватное восприятие предупреждения (позволять прочесть, расслышать, увидеть).
  57. А.Б.КАШЕВАРОВ

Предыдущая новость - О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 1389

Следующая новость - О направлении Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации