» » » Ответ на вопрос к ФНС

Ответ на вопрос к ФНС


Российская Федерация
Письмо ФНС от 13 января 2005 года № ШС-6-09/5@
Ответ на вопрос к ФНС
Принято
Федеральной налоговой службой России
  1. Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе налоговых органов Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
  2. Направляемые методические рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.
  3. Обеспечьте применение названных дополнительных рекомендаций.
  4. Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
  5. С.Н.Шульгин
Приложение
к Письму от 13 января 2005 года № ШС-6-09/5@
К вопросу о применении главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
  1. Глава 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон), который в соответствии со статьей 23 Закона вступает в силу с 01.01.2005.
  2. Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
  3. Согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" государственная пошлина уплачивается за:
  4. государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2 000 рублей;
  5. государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии - 1 000 рублей;
  6. государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 400 рублей;
  7. государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии) - 1 000 рублей за каждый договор;
  8. государственную регистрацию изменений договоров коммерческой концессии (субконцессии) - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за регистрацию соответствующих договоров;
  9. государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 рублей;
  10. выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.
  11. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка уплаты государственной пошлины, отдельно выделен размер государственной пошлины за государственную регистрацию политической партии или его отделения. Снижен размер государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
  12. В соответствии со статьей 17 Закона вносятся изменения в статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которыми с 01.01.2005 не будет взиматься государственная пошлина при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства.
  13. Кроме того, отменяются льготы по уплате государственной пошлины, предоставлявшиеся в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" профессиональным союзам.
  14. Об уплате государственной пошлины при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
  15. В соответствии со статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина, документ об уплате которой представляется в регистрирующий (налоговый) орган. Однако глава 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, определяющих размер государственной пошлины при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
  16. В этой связи при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина не уплачивается.
  17. Об уплате государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации
  18. Также предусмотрена необходимость уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации юридического лица. Между тем регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации. Также регистрирующими (налоговыми) органами не производится выдача копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат".
  19. Согласно пункту 7 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила ЕГРЮЛ), и пункту 12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439" (далее - Правила ЕГРИП), внесение записи в государственный реестр подтверждается документом (свидетельством), форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
  20. Пунктом 22 Правил ЕГРЮЛ и пунктом 31 Правил ЕГРИП установлено, что по запросу физического или юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
  21. Таким образом, под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.
  22. Размер пошлины за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации юридического лица составляет 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, то есть 400 рублей для юридического лица и 80 рублей для физического лица.
  23. Обращаем внимание, что, поскольку законодательством о налогах и сборах не установлен размер за выдачу дубликатов иных документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться пунктами 23 - 24 Правил ЕГРЮЛ, пунктами 31 - 32 Правил ЕГРИП.
  24. Обращаем внимание на то, что порядок и размер платы за представление сведений из государственного реестра, указанных в статьях 6 и 7 Закона N 129-ФЗ, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439".
  25. Таким образом, положения абзаца 2 пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются при предоставлении сведений из государственных реестров.
  26. Об уплате государственной пошлины при государственной регистрации государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений, а также предоставляемых льготах
  27. Льготы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляются только органам государственной власти, органам местного самоуправления - за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.
  28. В соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица.
  29. Такими уполномоченными лицами могут являться учредитель юридического лица при его создании, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, или иное лицо, действующее на основании полномочия.
  30. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет являться уполномоченное лицо его учредителя - органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.
  31. Полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по управлению федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации, муниципальной собственностью (в частности, по созданию, реорганизации и ликвидации) определены законодательством.
  32. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом.
  33. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
  34. В то же время руководитель унитарного предприятия не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица.
  35. Кроме того, в Законе N 161-ФЗ не предусматривается освобождение унитарного предприятия от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию.
  36. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарных предприятий является руководитель юридического лица, в регистрирующий (налоговый) орган представляется документ об уплате государственной пошлины.
  37. В соответствии с Законом N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
  38. Органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе издавать приказы или иные нормативные акты, в том числе и регламентирующие круг должностных лиц, наделенных полномочиями в сфере государственной регистрации унитарных предприятий.
  39. Таким образом, документом, подтверждающим наделение руководителя унитарного предприятия или иного лица при государственной регистрации унитарного предприятия полномочием, является приказ или иной акт органа государственной власти или местного самоуправления.
  40. На основании изложенного, если уполномоченным лицом при государственной регистрации является лицо, действующее на основании вышеуказанных полномочий, государственная пошлина не взимается.
  41. Об уплате государственной пошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  42. Согласно пункту 5 статьи 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.
  43. При государственной регистрации создания юридических лиц, использующих в своих названиях слова "Россия", "Российская Федерация", "федеральный" и образованных на их основе слов и словосочетаний, регистрирующий (налоговый) орган руководствуется статьей 12 Закона N 129-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1463 "Об использовании в названии организации наименований "Россия", "Российская Федерация" (далее - Постановление N 1463).
  44. Постановление N 1463 устанавливает, что в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а в иных случаях - с разрешения Правительственной комиссии, образованной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. N 334 "Об использовании наименований "Россия", "Российская Федерация" в названиях предприятий, учреждений, организаций и других структур".
  45. Органам, осуществляющим государственную регистрацию организаций, необходимо регистрировать организации, использующие в названиях наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания, с учетом требований Постановления N 1463.
  46. На основании изложенного, в целях недопущения нарушения Постановления N 1463, ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, использующих наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях при наличии документа, подтверждающего согласованность вопроса об их использовании.
  47. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 N 215 "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации" упразднена правительственная комиссия по выдаче разрешений на использование наименований "Российская", "Российская Федерация".
  48. В то же время, поскольку указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление N 1463 не признано утратившим силу, государственная регистрация возможна при условии представления юридическим лицом документов в соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ и разрешения на использование наименований "Россия", "Российская Федерация".
  49. При непредоставлении в регистрирующий (налоговый) орган документа, подтверждающего факт оплаты государственной пошлины за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, регистрирующий (налоговый) орган вправе отказать в регистрации такого юридического лица как не представившего полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации.
  50. Одновременно сообщаем, что федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, политические партии - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
  51. О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины
  52. В целях обеспечения мобилизации в федеральный бюджет государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию, при поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документов для государственной регистрации необходимо осуществлять проверку правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины, в частности, полей "Назначение платежа", "Код бюджетной классификации".
  53. Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, неправильное указание кода бюджетной классификации) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.
  54. В случае выявления регистрирующим (налоговым) органом факта отсутствия документа об уплате государственной пошлины (в том числе неправильного заполнения полей платежного документа) документы, представленные для внесения записи в Единый государственный реестр из территориальных органов юстиции, учреждений Банка России, должны быть возвращены в соответствующие органы для подготовки ими решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц на основании ч. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
  55. Для исключения возможности неоднократного использования одного и того же документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, целесообразно рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при подготовке документов, необходимых для государственной регистрации, следующее.
  56. При заполнении показателя "Примечание" платежного документа, а также при заполнении показателя "Наименование платежа" указывать "Государственная пошлина за государственную регистрацию (создания, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (наименование юридического лица, Ф.И.О. физического лица)". Например, "Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ромашка".
  57. Регистрирующим (налоговым) органам необходимо обеспечить информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за государственную регистрацию путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах регистрирующих (налоговых) органов.
  58. Кроме того, сообщаем, что с 01.01.2005 утрачивают силу следующие методические рекомендации по уплате государственной пошлины, направленные письмами МНС России от:
  59. 25.07.2002 N ММ-6-09/1095 "К вопросу о представлении документа об уплате государственной пошлины при ликвидации юридического лица";
  60. 26.08.2002 N ММ-6-09/1290 "К вопросу о порядке представления документов юридического лица для государственной регистрации в регистрирующий орган" в части уплаты госпошлины;
  61. 26.08.2002 N ММ-6-09/1294 "К вопросу об уплате государственной пошлины при ликвидации юридического лица в порядке банкротства отсутствующего должника" в части уплаты госпошлины;
  62. 13.11.2002 N ММ-6-09/1334 "К вопросу об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства";
  63. 19.03.2003 N ММ-6-09/312 "К вопросу о порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц";
  64. 27.06.2003 N ММ-6-09/704 "Об изменении положений писем МНС России от 25.12.2002 N ММ-6-09/1990@ и от 21.05.2003 N ММ-6-09/576@";
  65. 21.05.2003 N ММ-6-09/576 "В дополнение к письму МНС России от 25.12.2002 N ММ-6-09/1990. К вопросу об уплате государственной пошлины государственными и муниципальными унитарными предприятиями";
  66. 03.03.2004 N 09-0-10/860 "К вопросу об уплате государственной пошлины при государственной регистрации государственных и муниципальных унитарных предприятий";
  67. 04.03.2004 N 09-0-10/886 "В дополнение к письму от 19.01.2004 N ММ-6-09/43@ "К вопросу о представлении документа об уплате государственной пошлины при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в 2004 году";
  68. 22.03.2004 N 09-0-10/1262 "К вопросу об оформлении регистрирующими (налоговыми) органами решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и КФХ".
  69. Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

Предыдущая новость - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 года

Следующая новость - Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг