» » » О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы

О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы


Российская Федерация
Письмо Росреестра от 22 марта 2005 года № 11/1-48-СМ
О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы
Принято
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
  1. В Федеральную регистрационную службу (далее - Росрегистрация) поступают обращения руководителей и исполняющих обязанности руководителей территориальных органов Росрегистрации (далее - территориальные органы) по вопросам регистрационной деятельности, кадрового и финансового обеспечения.
  2. В целях единообразного и точного исполнения всеми территориальными органами положений нормативных правовых актов по указанным вопросам предлагаем исходить из следующего.
  3. I. По вопросам контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата и правовой помощи:

  4. 1.1. О реализации территориальными органами правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата
  5. В настоящее время реализация правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
  6. Вопрос об исполнении функций, отнесенных к совместной компетенции органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, обсуждался представителями Росрегистрации на заседании правления Федеральной нотариальной палаты 28 февраля 2005 года. Правлением принято решение внести в положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, о квалификационной комиссии, апелляционной комиссии и в порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, изменения, закрепляющие за территориальными органами функции, ранее возложенные на территориальные органы Минюста России.
  7. Бланки лицензий на право осуществления нотариальной деятельности должны изготавливаться территориальным органом самостоятельно. Соответствующие изменения планируется закрепить в Порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности.
  8. Во исполнение статьи 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате совместно с Федеральной нотариальной палатой разработан и направлен в Минюст России проект Правил нотариального делопроизводства.
  9. 1.2. О государственных нотариальных конторах
  10. Согласно пункту 13 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, часть пятая статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу.
  11. В соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации.
  12. Руководствуясь указанными нормами, Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что средства на содержание государственных нотариальных контор должны предусматриваться в бюджетах субъектов Российской Федерации.
  13. Разделяя указанную позицию, в свою очередь полагаем, что отнесение определения численности нотариусов к финансовым обязательствам субъекта Российской Федерации предполагает наличие в этой численности только нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, поскольку в ином случае финансирования со стороны субъекта Российской Федерации не требуется.
  14. Также полагаем, что деятельность государственных нотариальных контор целесообразна только в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата.
  15. Территориальным органам необходимо довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию о том, что вопросы финансирования, организационного и материально-технического обеспечения государственных нотариальных контор, определения их статуса и статуса работающих в них нотариусов должны решаться субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
  16. В случае необходимости открытия или упразднения государственной нотариальной конторы орган государственной власти субъекта Российской Федерации обращается с обоснованным и мотивированным предложением в территориальный орган.
  17. Предложение об открытии государственной нотариальной конторы должно содержать информацию о финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении ее деятельности, в том числе о предоставляемом помещении, размере средств, выделяемых на оплату труда нотариусов и других работников государственной нотариальной конторы.
  18. Предложение об упразднении государственной нотариальной конторы должно содержать информацию об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц нотариальными услугами, о передаче и сохранности документов, хранящихся у нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
  19. Указанные предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляются территориальным органом в Росрегистрацию со своим заключением, в котором излагается позиция по данному вопросу.
  20. 1.3. Об удостоверениях и реестрах адвокатов
  21. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 18 внесены изменения в Приказ Минюста России от 8 августа 2002 г. N 216 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", в соответствии с которыми на внутренней стороне удостоверения проставляется подпись начальника территориального органа.
  22. В настоящее время решается вопрос об изготовлении новых бланков внутренней стороны удостоверения адвоката. До их изготовления территориальным органам следует в отдельных случаях осуществлять выдачу удостоверений адвокатов с использованием бланков внутренней стороны старого образца.
  23. Росрегистрацией подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минюста России от 29 июля 2002 г. N 211 "Об утверждении порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации", который в настоящее время проходит стадию согласования.
  24. 1.4. О малой гербовой выжимной металлической печати
  25. Территориальным органам необходимо изготовить малую гербовую выжимную металлическую печать по аналогии с образцом печати, утвержденным Приказом Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 340, заменив при этом слова "Министерство юстиции Российской Федерации" словами "Федеральная регистрационная служба". Указанную печать следует проставлять на удостоверениях адвокатов.
  26. 1.5. Об исполнении международных обязательств Российской Федерации
  27. В соответствии со статьей 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. компетентные учреждения юстиции при выполнении Конвенции сносятся через свои центральные, территориальные и другие органы, перечень которых определяют Государства - участники Конвенции.
  28. В настоящее время Росрегистрацией совместно с Департаментом международного права и сотрудничества Минюста России решается вопрос о предоставлении территориальным органам возможности напрямую взаимодействовать с компетентными учреждениями юстиции Государств - участников Конвенции при выполнении международных обязательств в части истребования копий наследственных дел и материалов по ним.
  29. Исполнение международных обязательств Российской Федерации в части истребования и пересылки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории государств - членов СНГ и стран Балтии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам" осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.
  30. II. По вопросам финансово-экономической деятельности:

  31. 2.1. О порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным служащим и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов
  32. Согласно Приказу Росрегистрации от 28.02.2005 N 29 "Об утверждении Положения об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премий по результатам работы и материальной помощи федеральным государственным служащим и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Федеральной регистрационной службы" материальная помощь федеральным государственным служащим и работникам выплачивается в пределах фонда оплаты труда в размере двух должностных окладов при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск без подачи соответствующего заявления.
  33. В пределах фонда оплаты труда в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены заявления федеральных государственных служащих и работников на выплату им материальной помощи в случаях заболевания, смерти ближних родственников и по другим уважительным причинам, подтвержденным документами.
  34. Решение о выплате такой материальной помощи и ее размере принимается в отношении:
  35. руководителей управлений и самостоятельных отделов, иных федеральных государственных служащих и работников центрального аппарата Росрегистрации - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления и ходатайства руководителя структурного подразделения, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
  36. руководителей территориальных органов - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
  37. иных федеральных государственных служащих и работников территориальных органов - руководителями территориальных органов на основании их заявлений и ходатайств руководителей структурных подразделений, согласованных с финансовыми и кадровыми подразделениями.
  38. Указанный проект приказа Росрегистрации находится в настоящее время на регистрации в Минюсте России и будет доведен до сведения территориальным органам в установленном порядке.
  39. 2.2. О порядке возврата сумм по ссудам работников территориальных органов, выданным во время их работы в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  40. Удержание указанных сумм производится путем внесения в кассу территориального органа, с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета.
  41. III. По вопросам в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  42. 3.1. О предоставлении статистической информации
  43. Решение о том, нарушает ли запрашиваемая заинтересованными лицами статистическая информация, полученная на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права и законные интересы правообладателей, принимает непосредственно государственный регистратор, выдающий ее.
  44. Сроки предоставления статистической информации законом не предусмотрены, однако полагаем, что она представляется в общие сроки, предусмотренные для рассмотрения заявлений, жалоб в установленном порядке.
  45. Размер платы за предоставляемую информацию определен пунктом 2 "Правил осуществления платы за представление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 N 773.
  46. 3.2. По вопросу об исчислении государственной пошлины, если за государственной регистрацией права долевой собственности обратились физическое и юридическое лицо, полагаем отметить следующее.
  47. За государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицом согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размер государственной пошлины для физических лиц составляет 500 рублей, для юридических лиц - 7 500 рублей. Таким образом, если правоприобретателем долевой собственности по договору является юридическое лицо, государственная пошлина взимается в размере 7 500 рублей, если правоприобретателем является гражданин, сумма государственной пошлины составляет 500 рублей.
  48. 3.3. О размере государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества (аренда, концессия, безвозмездное пользование)
  49. Согласно статье 333.33 НК РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества. Полагаем, что в этом случае следует применять положения подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию указанных договоров, как ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
  50. 3.4. О предоставлении в налоговые органы сведений о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки
  51. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки на 1 января 2005 года по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
  52. В настоящее время указанные формы разработаны Министерством финансов Российской Федерации и находятся в стадии согласования. После их утверждения Министерством финансов Российской Федерации они будут направлены в территориальные органы Росрегистрации.
  53. IV. По вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений

  54. 4.1. О реализации территориальными органами Росрегистрации правоприменительных функций
  55. В целях законодательного закрепления за территориальными органами Росрегистрации правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений подготовлены проекты Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которые вошли составной частью в проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации", и проект Указа Президента Российской Федерации "О порядке взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".
  56. В настоящее время проекты направлены в Минюст России для направления в Правительство Российской Федерации.
  57. До внесения изменений в указанные акты реализация правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений, предусмотренных Федеральным законами "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О политических партиях" и "О противодействии экстремистской деятельности" и "О национально-культурной автономии", должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
  58. В настоящее время разрабатываются новые правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, с последующим признанием утратившими силу Приказов Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации", от 12 июля 2002 г. N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" и от 5 декабря 2003 г. N 310 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения".
  59. После внесения соответствующих изменений в федеральные законы будут оперативно утверждены новые нормативные акты, определяющие необходимые процедуры взаимодействия Росрегистрации и его территориальных органов с налоговыми органами по вопросам государственной регистрации юридических лиц (создания, реорганизации, ликвидации, внесение изменений в учредительные документы).
  60. 4.2. О ведении ведомственных реестров, состав реестра, предоставление сведений из реестра по запросам
  61. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" на Росрегистрацию возложены функции по ведению учета зарегистрированных политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; ведение реестра национально-культурных автономий и государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
  62. В настоящее время Росрегистрация и ее территориальные органы продолжают вести ведомственный учет регистрационных дел общественных объединений (в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий) и религиозных организаций.
  63. Государственная регистрация национально-культурной автономии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей национально-культурной автономии, предусмотренных Федеральным законом "О национально-культурной автономии". Таким образом, национально-культурная автономия является разновидностью общественного объединения.
  64. Федеральная регистрационная служба рассматривает заявления и принимает решения о государственной регистрации федеральной национально-культурной автономии, а ее территориальными органами рассматриваются заявления и принимаются решения о государственной регистрации региональных и местных национально-культурных автономий.
  65. При формировании реестра Росрегистрацией планируется получать от территориальных органов сведения о регистрации региональных или местных национально-культурных автономий в прежнем объеме.
  66. Сведения, полученные Росрегистрацией от своих территориальных органов о государственной регистрации региональных или местных национально-культурных автономий, а также сведения о регистрации федеральной национально-культурной автономии будут заноситься в книгу учета, содержащую реестровый список (реестр) зарегистрированных на территории Российской Федерации национально-культурных автономий.
  67. О порядке формирования Государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации территориальным органам будут даны разъяснения после полного завершения нормативного обеспечения данной функции Росрегистрации. В настоящее время не предполагается участие территориальных органов Росрегистрации в ведении данного реестра.
  68. 4.3. О рассмотрении заявлений о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
  69. Заявители - члены постоянно-действующего руководящего органа заполняют соответствующее заявление в 2-х экземплярах по утвержденной форме. Подписывают заявление не менее 2-х лиц. На одном экземпляре заявления подписи заявителей заверяются нотариально. При смене адреса заявление заполняется с листом "А", к которому прилагается документ, подтверждающий сведения о новом адресе, по которому устанавливается связь с общественным объединением. Законом не установлена форма представления сведений об адресе, поэтому они могут быть представлены в произвольной форме.
  70. В случае изменения лица (лиц), имеющего(их) право без доверенности действовать от имени общественного объединения, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие процедуру избрания данного лица в соответствии с положениями устава, если это член(ы) постоянно действующего руководящего органа, или решение о назначении, если это лицо(а) исполнительного органа. Такими документами являются: решение конференции (общего собрания) об избрании указанного лица или решение уполномоченного органа (согласно уставу) о назначении лица.
  71. При подаче документов в органы Росрегистрации также представляются подлинники свидетельства о регистрации и устав общественного объединения.
  72. Представленные документы проверяются на соответствие требованиям закона и положениям устава. Органы Росрегистрации принимают решение о регистрации изменений в сведения об общественном объединении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и передают документы в налоговые органы для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо об отказе в регистрации представленных изменений.
  73. Налоговые органы передают органам Росрегистрации документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме Р50003, который выдается заявителю. Копия его остается в регистрационном деле, хранящемся в ведомственном реестре.
  74. 4.4. О праве территориального органа Росрегистрации обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  75. Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
  76. Согласно ст. 10 названного Закона для общественных и религиозных объединений отдельными федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (регистрация при создании; регистрация при реорганизации; регистрация изменений и дополнений в учредительные документы; регистрация ликвидации) в отношении упомянутых юридических лиц принимается органами Росрегистрации. На основании решения органов Росрегистрации вносятся соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  77. Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственными органами, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
  78. Органы Росрегистрации, наделенные федеральными законами правом принимать решение о государственной регистрации общественных объединений, вправе предъявлять в суд требования о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ст. 26 указанного Закона.
  79. Эта позиция согласована с налоговыми органами. Соответствующие методические разъяснения были направлены федеральным налоговым органом в территориальные органы.
  80. Решение о предъявлении иска в суд о ликвидации общественного объединения принимают органы Росрегистрации самостоятельно и индивидуально по каждому общественному объединению.
  81. Более подробные рекомендации по регистрации и контролю за деятельностью политических партий, общественных и религиозных объединений будут подготовлены и розданы руководителям территориальных органов на совещании 31 марта 2005 г.
  82. С.Н.МОВЧАН

Предыдущая новость - О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях

Следующая новость - Письмо ФСС РФ от 11 марта 2005 года № 02-18