Разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности за 2005 год
- Принято
- Федеральным казначейством РФ
- В связи с подготовкой к представлению годовой бухгалтерской отчетности за 2005 год Федеральное казначейство сообщает, что годовая отчетность должна быть сформирована в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н, письмом Минфина России от 5 сентября 2005 г. N 42-7.1-01/2.4-250 "Об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство" и представлена в Федеральное казначейство в сроки, установленные Приказом Минфина России от 20 декабря 2004 г. N 118н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов главных распорядителей и иных получателей средств федерального бюджета, финансируемых из федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета за 2004 и 2005 годы".
- При этом Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) представляется с учетом заключительных оборотов. Справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета формируется в порядке формирования счетов в Балансе (разряды 18 - 26).
- Пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности представляется в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета одновременно с бюджетной отчетностью за 2005 год согласно Приложению N 1.
- Кроме того, в соответствии с Приказом Минфина России от 7 июля 2005 г. N 84н "Об утверждении Порядка составления и представления сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" в Федеральное казначейство представляются сведения по исполнению судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с приложением пояснительной записки с указанием источника образования задолженности по исполнительным документам в сроки, установленные для представления годовой бюджетной отчетности.
- Одновременно направляем дополнительные контрольные соотношения по годовой бюджетной отчетности (Приложение N 2).
- Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Об особенностях подготовки главными распорядителями (распорядителями), учреждениями пояснительной записки к годовому отчету об исполнении бюджетов
- Пояснительная записка к бюджетной отчетности должна соответствовать требованиям, изложенным в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказами Минфина России от 21 января 2005 года N 5н и от 11.11.2005 N 137н "О внесении изменений в инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
- При составлении пояснительной записки необходимо руководствоваться следующим:
- В формах документов, прилагаемых к пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. Далее приведены наименования и коды форм документов, а также номера граф, содержащие данные для обобщения:
-
Наименование формы документа Код формы по ОКУД Номер графы Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлений их деятельности 0503161 1, 2 Сведения о результатах деятельности 0503162 1 - 14 Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета 0503163 1 - 6 Сведения о кассовом исполнении бюджета 0503164 1 - 5 Сведения об эффективности бюджетных расходов 0503165 1, 2 Сведения об исполнении целевых программ 0503166 1 - 4 Сведения о целевых иностранных кредитах 0503167 1 - 4 Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 2 - 5 Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 1, 2 Сведения о финансовых вложениях учреждения 0503171 1, 2 Сведения о государственном (муниципальном) долге 0503172 1, 2 Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 1 - 3 Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях 0503176 2 - 5 Сведения об использовании информационных технологий 0503177 2, 3 - Рассмотрим вопросы по структуре и заполнению таблиц и форм Пояснительной записки:
- 1) Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения отражаются в таблице N 2.
- Следует сформулировать цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и функций органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной политики в соответствующих сферах. Привести правовое обоснование осуществления каждой из приведенных функций.
- Пример:
-
Наименование функции Краткая характеристика Правовое обоснование возникновения функции Медицинская 12 специализаций (раскрыть) Положение, устав, генеральное разрешение - 2) Сведения о количественном составе бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю (распорядителю), отражаются в форме 0503161 по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
- Пример:
-
Код раздела функциональной классификации Количество учреждений 1 2 061 0900 1 ... ... - 3) В таблице N 5 раскрывается система внутреннего контроля, осуществляемого главным распорядителем (распорядителем) и получателем бюджетных средств, за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетном учреждении, а также правильным ведением бухучета и отчетности. Представляется характеристика применяемых методов и достигнутых результатов.
- Пример:
-
Тип контрольных мероприятий Наименование мероприятия Нарушения, предот- вращенные в от- четном периоде Нарушения прошлых лет, выявленные в отчетном году Предварительный контроль Контроль за соответствием заключаемых учреждением договоров доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств Установлено, что договор заключен сверх установленных ЛБО -"- Текущий контроль Последующий контроль Проверка соответствия перечня и номенклатуры полученных учреждением товаров (работ, услуг) перечню и номенклатуре оплачиваемых товаров (работ, услуг) согласно договору (счету) Установление факта получения основных средств, оплаченных по КБК "340" "-" - 4) Таблица N 1 - Сведения о методах оценки активов и обязательств - здесь приводится характеристика использованных методов бюджетного учета (по наименованиям объектов учета) для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.
- Методы оценки объектов учета определяются в соответствии с Инструкцией N 70н, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в организациях государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
- Пример:
-
Наименование объекта учета Характеристика метода оценки Момент отражения операции в учете Основные средства (принятие к учету) По первоначальной стоимости Дата принятия к учету на основании актов Материалы По фактической стоимости Дата принятия к учету на основании документов поставщиков - 5) Основные результаты деятельности отражаются в форме 0503162:
-
Наиме- нование пока- зателя Ед. изме- рения Факти- чески за преды- дущий период За отчетный год По плану на пред- стоя- щий пе- риод I квартал II квартал III квартал IV квартал ИТОГО по пла- ну фак- ти- чес- ки по пла- ну фак- ти- чес- ки по пла- ну фак- ти- чес- ки по пла- ну фак- ти- чес- ки по пла- ну фак- ти- чес- ки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 - Отражаются основные результаты деятельности по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении. Необходимо раскрыть, по возможности, используемые для их достижения ресурсы (численность работников, количество койкомест, иные качественно-количественные показатели отраслевой деятельности).
- Заполнение данной формы имеет ведомственную специфику и зависит от доведенных вышестоящей организацией до учреждения плановых показателей.
- 6) Меры по повышению эффективности использования бюджетных средств отражаются в таблице N 3. Здесь необходимо перечислить меры по повышению эффективности использования бюджетных средств. Эти меры могут быть самыми разнообразными, например:
-
Принятые меры Результаты принятых мер <*> Введение норм расхода офисной бумаги Экономия средств финансирования по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ... ... -
--------------------------------
- <*> По возможности привести суммовые отчетные показатели, характеризующие соответствующие меры.
- 7) Сведения об изменении бюджетной росписи отражаются главными распорядителями (распорядителями) по форме 0503163. Указанные сведения необходимо представить со ссылкой на правовые основания, объемы и причины внесенных изменений.
-
Код раздела, подраздела по функцио- нальной классифи- кации расходов Утверж- дено на год за- коном (реше- нием) о бюджете Утверждено на отчетный период Разница между уточненной бюд- жетной росписью и утвержденными бюджетными наз- начениями Причины отклонений бюджет- ной рос- писью уточнен- ной бюд- жетной росписью 1 2 3 4 5 6 Итого - 8) Информация об отклонениях кассового исполнения бюджета от бюджетных назначений приводится по форме 0503164.
- В данной форме должны быть отражены доходы и источники в разрезе групп и подгрупп, расходы в разрезе разделов и подразделов (графа 1). В графе 2 указываются соответствующие показатели уточненной бюджетной росписи на отчетный период (год, квартал), в графе 3 - кассовое исполнение (превышение бюджетных назначений над кассовым исполнением возможно в случае образования остатков бюджетных средств, не израсходованных до 31 декабря. Такие суммы согласно статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации возвращаются в соответствующий бюджет) и, наконец, в графах 4 - 5 - сумма отклонений кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи и причины этих отклонений. В квартальных пояснительных записках следует указать возможность использования остатков до окончания финансового года, в годовой записке - предложить мероприятия по более рациональному доведению лимитов и финансирования в течение предстоящего года и недопущению образования значительных остатков средств.
-
Код бюд- жетной класси- фикации Назначено в соот- ветствии с уточ- ненной бюджетной росписью Исполнено (кассовое исполнение) Отклонение кассового ис- полнения от уточненной бюджетной росписи сумма причины 1 2 3 4 5 - Причины отклонений следует подробно описать. Это описание можно также вынести за таблицу и привести отдельно в тексте.
- При анализе отклонений следует иметь в виду, что они могут быть вызваны следующими причинами:
- - отсутствием необходимых нормативных документов, определяющих порядок выделения средств (не принят федеральный закон; нет соответствующего указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; нет соответствующего решения Минэкономразвития России о размещении госзаказа; нет утвержденной Минэкономразвития России адресной инвестиционной программы);
- - блокировкой расходов;
- - возникновением курсовой разницы;
- - сезонностью отдельных расходов;
- - отсутствием (непредставлением) реестра бюджетополучателей;
- - отсутствием (непредставлением) отчета об использовании ранее выделенных средств федерального бюджета;
- - недоведением лимитов бюджетных обязательств до бюджетополучателей;
- - изменением графика платежа по обязательствам;
- - несвоевременным представлением платежных документов в орган федерального казначейства;
- - резервированием средств, вызванным необходимостью оперативного реагирования в непредвиденных ситуациях;
- - длительностью сроков заключения государственных контрактов;
- - несвоевременностью представления исполнителями работ документов для окончательного расчета;
- - прочими причинами (возникновением чрезвычайных ситуаций, другими - указать какими).
- Информация об исполнении и анализе сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности представляется аналогично анализу бюджетной деятельности по форме 0503164.
- 9) Результаты анализа (по возможности в количественной оценке) взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям) раскрываются в форме 0503165. Здесь также следует опираться на отраслевую специфику деятельности учреждения. Данные приводятся в разрезе показателей по функциональной классификации расходов (графа 1), в графе 2 указываются суммы произведенных расходов на выполнение соответствующих функций, в графе 3 - текстом результаты произведенных расходов.
- Пример:
-
Код раздела по функциональной классификации расходов Исполнено (кассовое исполнение) - руб. Результаты произве- денных расходов 1 2 3 07 "Образование" 2 500 000 Переподготовлено 70% специалистов в облас- ти бюджетного учета и отчетности - 10) Сведения об исполнении целевых программ приводятся в форме 0503166, которая заполняется в случае финансирования учреждения в рамках целевых программ и подпрограмм (федеральных, региональных, местных).
-
Программа, подпрограмма Утверждено уточненной бюджетной росписью Испол- нено Мероприятия При- чины откло- нений наименование код заплани- ровано реали- зовано 1 2 3 4 5 6 7 - 11) Информация о целевых иностранных кредитах раскрывается в форме 0503167. Форма заполняется в разрезе кредиторов в случае использования учреждением иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований. Следует отразить виды используемых целевых иностранных кредитов, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин недостижения поставленной цели.
-
Наименование кредитора Соглашение о кредите Сумма ис- пользован- ного кре- дита Цели ис- пользования заемных средств Степень дости- жения цели дата номер 1 2 3 4 5 6 - 12) Результаты анализа текстовых статей закона (решения) о бюджете заполняются главными распорядителями по таблице N 4, где приводятся следующие сведения: в графе 1 - текст соответствующей статьи закона (решения) о бюджете; в графе 2 - результат ее исполнения; в графе 3 - указываются причины неисполнения.
- 13) Информация о движении нефинансовых активов представляется по форме 0503168.
- По своей форме данная таблица соответствует "Отчету о движении основных средств", который ранее составлялся согласно Приказу Минфина России от 15.06.2000 N 54н. Составляется таблица в разрезе нефинансовых активов: основные средства, нематериальные активы, материальные запасы, с 2006 года - непроизведенные активы. Данные приводятся по источникам поступления нефинансовых активов и направлениям их выбытия в разрезе бюджетных и внебюджетных средств.
-
Наименование нефинансового актива основные средства
-
Наименование показателя Код стро- ки Всего В том числе: за счет бюджетных средств за счет внебюджетных средств 1 2 3 4 5 Остаток на начало года 10 Поступило, всего 20 в том числе: приобретено 21 получено безвозмездно 22 оприходовано излишков 23 в результате переоценки 24 Выбыло, всего 30 в том числе: реализовано 31 передано безвозмездно 32 списано по причине порчи 33 списано вследствие чрезвычайных ситуаций списано недостач 34 из них: за счет виновных лиц 35 за счет учреждения 36 израсходовано на нужды учреждения 37 выбыло в результате переоценки 38 Остаток на конец отчетного периода 40 - Следует соблюдать увязку данных таблиц в части остатков на начало года и на конец отчетного периода соответствующим показателям "Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" (форма 0503130).
- Кроме этого, в текстовой части пояснительной записки необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.
- 14) Информация о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности раскрывается в форме 0503169.
-
Вид деятельности (бюджетная, внебюджетная) Вид задолженности (дебиторская, кредиторская)
-
Номер счета бюджетного учета Сумма Наименование дебитора (кредитора) Дата, номер документа - основания возникно- вения задолженности Причина об- разования задолжен- ности 1 2 3 4 5 - Для бюджетного учреждения в графе 3 указывается наименование каждого дебитора (кредитора), в графе 4 - дата и номер документа, являющегося основанием для возникновения задолженности.
- Для главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств указанная форма заполняется только по графам 1 и 2.
- 15) Информация о состоянии и правовых основаниях наличия финансовых вложений (депозиты, акции, иные формы участия в капитале, облигации и векселя) по каждому виду финансового вложения раскрывается в форме 0503171:
-
Номер счета бюджетного учета Сумма Вид финансового вложения (депо- зиты, акции, иные формы участия в капитале, облигации, векселя) Основание наличия вложения 1 2 3 4 Итого - 16) Информация по государственному (муниципальному) долгу показывается в разрезе долговых инструментов в форме 0503172:
-
Номер счета бюджетного учета Сумма Вид задолженности (долговой инструмент) Основание воз- никновения за- долженности Срок погаше- ния задол- женности 1 2 3 4 5 Итого - 17) Информация об изменении остатков валюты баланса на начало финансового года в разрезе счетов бюджетного учета раскрывается в форме 0503173. При этом сопоставляются показатели по соответствующим строкам "Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" (форма 0503130) на конец предыдущего отчетного периода и на начало текущего отчетного периода, при этом указываются причины расхождения. Как правило, ими могут быть переоценка нефинансовых активов, а также проведенные реорганизации органов исполнительной власти.
-
Номер счета бюджетного учета Остаток на конец предыдущего финансового года Остаток на начало финансового года Причина расхождения 1 2 3 4 Итого - 18) В таблице N 7 необходимо отразить недостатки и нарушения в деятельности учреждения, выявленные органами государственного финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионный орган главного распорядителя и др., а также Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации). В таблице приводятся данные о дате проверки, наименовании контрольного органа, теме проверки, выявленных фактах нецелевого использования средств бюджета и прочих финансовых нарушениях с указанием сумм.
- 19) Сведения о проведенных инвентаризациях представляются с годовой отчетностью по таблице N 6.
- В таблице указывается дата проведения инвентаризации, объекты инвентаризации: основные средства, непроизведенные активы, нематериальные активы, материальные запасы, нематериальных активов, расчеты с дебиторами, расчеты с кредиторами; ее результаты, выявленные расхождения и меры по их устранению (погашение недостачи, передача материалов в правоохранительные органы, суд и т.п.).
- Информация для заполнения данной таблицы формируется из актов инвентаризации и протоколов решений инвентаризационных комиссий.
- 21) В форме 0503176 расшифровываются показатели, отражающие сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в учреждении. Используются данные аналитического учета по соответствующим счетам счета "Расчеты по недостачам".
- 22) Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения приводятся в форме 0503177. В ней отражаются расходы на приобретение и модернизацию вычислительной техники, расходы на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных, расходы на создание программного обеспечения и баз данных на различных носителях, расходы на иные мероприятия в сфере информационных технологий, а также приводится обоснование целесообразности произведенных расходов:
-
Наименование показателя Код строки Сумма Основные цели произведенных расходов 1 2 3 4 Расходы на приобретение: вычислительной техники 10 неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и баз данных 20 Расходы на создание программного обеспечения и баз данных, а также приобретение исключительных прав на них 30 Расходы на осуществление иных мероприятий в сфере информационных технологий 40 ИТОГО 50 - Указанная форма составляется на основании данных аналитического учета по кодам КБК: 310, 320, 340, 226, 225.
- 23) Сведения о финансовом результате деятельности учреждения (форма 0503174) и сведения по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503175) не представляются.
Контрольные соотношения между показателями форм годовой бюджетной отчетности
- 1. В справке к балансу по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503130):
-
Номер счета бюджетного учета дебет кредит Графа 1 справки Графа 2 Графа 3 021002000 X 030404000 030405000 X 040101100 040101200 X 040102100 X 040102200 X - X - данные по этим графам не допускаются.
- 2. Изменения к следующим контрольным соотношениям:
-
N кон- троль- ного соотно- шения Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) 5 Стр. 160 (гр. 6 - 3) - стр. 162 (гр. 6 - 3) + стр. 181 (гр. 6 - 3) + 021002000 (гр. 2 спр.) - 030405000 (гр. 3 спр.) Стр. 410 7 021002000 (гр. 2 спр.) - 030405000 (гр. 3 спр.) Стр. 810 с противоположным знаком 14 стр. 373 (гр. 6 - 3) + стр. 420 (гр. 6 - 3) + стр. 442 (гр. 6 - 3) + стр. 443 (гр. 6 - 3) + 030404000 (гр. 2 со знаком "-" или 3 спр.) + стр. 450 (гр. 6 - 3) стр. 540 15 040101100 (гр. 3 либо гр. 2 со знаком "-" спр.) + 040102100 (гр. 3 спр.) + стр. 494 (гр. 6 - 3) Стр. 010 16 040101200 (гр. 2 спр.) + 040102200 (гр. 2 спр.) Стр. 150 17 Стр. 470 (гр. 6 - 3) + (021002000 (гр. 2 спр.) + 030404000 (гр. 2 спр.)) - (030405000 (гр. 3 спр.) + 030404000 (гр. 3 спр.)) Стр. 290 Для внебюджетной деятельности: Стр. 470 (гр. 7 - 4) стр. 290 - Остальные контрольные соотношения не изменились.