О направлении Постановления Президиума ВАС РФ
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для использования и руководства в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 16058/05 по вопросу применения статей 75 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет налоговыми агентами налога на доходы физических лиц.
- Е.Ю.ВЕЧКО
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 мая 2006 г. N 16058/05
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
- рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2005 по делу N А11-1253/2005-К2-18/76 и Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.09.2005 по тому же делу.
- В заседании приняли участие представители:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области - Балахонова О.Е., Графская Э.Д.;
- от открытого акционерного общества "Мстерский завод керамических стеновых материалов" - Лебедев М.Ю.
- Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
- Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Мстерский завод керамических стеновых материалов" (далее - общество) по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 01.11.2004 и достоверности, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2001, 2002 и 2003 годы.
- По результатам проверки на основании акта от 01.12.2004 N 48 инспекцией принято решение от 28.12.2004 N 36, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде 1 474 рублей штрафа; кроме того, обществу предложено уплатить 10 623 рубля пеней по указанному налогу.
- Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным в части взыскания 1 474 рублей штрафа и начисления 1 890 рублей пеней.
- Решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2005 требование общества удовлетворено в части начисления 1 890 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части требования отказано.
- Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановлением от 07.09.2005 решение суда оставил без изменения.
- Удовлетворяя требование общества о признании недействительным решения инспекции в части начисления 1 890 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц суды руководствовались положениями пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
- В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
- В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
- Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, а также выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
- В соответствии со статьей 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
- Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
- Согласно статье 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
- В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- Поскольку статьей 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
- Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
- Ссылка судов на пункт 9 статьи 226 Кодекса не может быть признана обоснованной, поскольку данная правовая норма предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. В настоящем случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней.
- Кроме того, согласно пункту 6 статьи 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
- Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, - инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
- Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.
- При названных обстоятельствах на основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
- Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
-
постановил:
- решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2005 по делу N А11-1253/2005-К2-18-76 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.09.2005 по тому же делу в части удовлетворения требований открытого акционерного общества "Мстерский завод керамических стеновых материалов" отменить.
- Открытому акционерному обществу "Мстерский завод керамических материалов" в этой части требования отказать.
- В остальной части судебные акты оставить без изменения.
- Председательствующий
- А.А.ИВАНОВ