О практике применения законодательства о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты за I полугодие 2006 года
- Принято
- Пенсионным фондом Российской Федерации
- Направляем для использования в работе "Обзор практики применения законодательства о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты за I полугодие 2006 года".
- Начальник Департамента
- социальных выплат
- В.Н.ДАНИЛОВ
Обзор практики применения законодательства о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты за I полугодие 2006 года
- Вопрос 1. Имеют ли право на установление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые временно пребывают в социальных учреждениях (детских домах, домах-интернатах), расположенных на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, если они имеют регистрацию по месту жительства в "чистой" зоне?
- В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15.05.1991 N 1244-1) право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
- Исходя из смысла приведенной нормы, необходимым условием для приобретения права на указанную выплату является факт постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
- Пунктом 26 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (приложение N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294), предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих проживание в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом от 15.05.1991 N 1244-1, принимаются удостоверения, выданные в соответствии с письмом Госкомчернобыля России от 12.11.1992 N ВД-8-3729 и от 18.11.1992 N ВД-6-3817, либо документы о регистрации по месту жительства.
- В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
- Согласно пункту 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
- В этой связи вопрос о праве на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в соответствующих воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях, следует решать, основываясь на факте расположения указанных детских учреждений на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, независимо от факта их регистрации по месту жительства в другом населенном пункте.
- В качестве документов, подтверждающих право на указанную выплату детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в детских учреждениях, территориальным органом ПФР могут быть приняты выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки, копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над подопечным, а также документ, подтверждающий, что соответствующее детское учреждение расположено на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
- (Письмо ПФР в адрес ОПФР по Тульской области от 06.06.2006 N КА-28-27/5984.)
- Вопрос 2. Имеет ли право на установление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, ребенок, 1992 года рождения, зарегистрированный по месту жительства у бабушки в "чистой" зоне, а фактически проживающий с отцом на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом? Факт постоянного проживания ребенка с отцом установлен вступившим в законную силу решением суда.
- Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенных в ответе на вопрос N 1, местом жительства ребенка признается место жительства его родителя, независимо от факта регистрации на другой жилой площади. Кроме того, факт постоянного проживания ребенка с его отцом установлен вступившим в законную силу решением районного суда.
- Учитывая, что родитель зарегистрирован по месту жительства на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, правовых оснований для отказа в назначении его ребенку ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, не имеется.
- В качестве документов, подтверждающих право ребенка на указанную выплату, территориальным органом ПФР могут быть приняты паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и вступившее в законную силу решение суда.
- (Письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Тульской области от 15.05.2006 N 28-27/5096.)
- Вопрос 3. Имеют ли право на установление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, дети и подростки в возрасте до 18 лет, выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства?
- Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, установлены статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
- В соответствии со статьей 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливается ежемесячная денежная выплата.
- Согласно пункту 9 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 названного Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
- Формулировка приведенного пункта дублирует нормы части первой статьи 25 того же Закона от 15.05.1991 N 1244-1, в соответствии с которой ранее были установлены льготы в сфере социальной защиты, медицинского обеспечения и оздоровления детей и подростков, как проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, так и выехавших добровольно (эвакуированных, переселенных), в том числе из зоны проживания с правом на отселение.
- Необходимо отметить, что часть 5 статьи 10 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, определяющая режим проживания населения в зоне проживания с правом на отселение, содержит понятие добровольного отселения из нее жителей.
- С учетом изложенного полагаем, что положение о переселении детей и подростков из указанных в статье 25 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 зон радиоактивного загрязнения является правомерным в силу норм статей 20 и 21 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве гражданина своими действиями осуществлять гражданские права, в том числе и избирать место жительства.
- Таким образом, дети и подростки в возрасте до 18 лет, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, в том числе выехавшие добровольно, имеют право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную пунктом 4 части 2 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1.
- (Письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Калининградской области от 12.05.2006 N 28-27/5057.)
- Вопрос 4. Имеет ли право на установление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, ребенок, 1998 года рождения, зарегистрированный по месту жительства на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но фактически проживающий с приемными родителями по другому адресу, также отнесенному к указанной зоне?
- В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
- Исходя из смысла приведенной нормы, необходимым условием для приобретения права на указанную выплату является факт постоянного проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
- Пунктом 26 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (приложение N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294), предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих проживание в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом от 15.05.1991 N 1244-1, принимаются удостоверения, выданные в соответствии с письмом Госкомчернобыля России от 12.11.1992 N ВД-8-3729 и от 18.11.1992 N ВД-6-3817, либо документы о регистрации по месту жительства.
- В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
- Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829, приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
- Таким образом, в рассматриваемой ситуации, местом жительства ребенка признается место жительства его приемных родителей, независимо от факта регистрации на занимаемой им ранее жилой площади.
- Учитывая, что приемные родители зарегистрированы по месту жительства на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, правовых оснований для отказа в назначении приемному ребенку ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 10 части 1 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, не имеется.
- В качестве документов, подтверждающих право ребенка, проживающего с приемными родителями, на указанную выплату, территориальным органом ПФР могут быть приняты удостоверение приемного родителя-воспитателя, а также паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
- (Письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Тульской области от 05.05.2006 N 28-27/4799.)
- Вопрос 5. Гражданину с 1 мая 2005 года установлена ежемесячная денежная выплата как инвалиду, имеющему 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, на основании выписки из акта освидетельствования в филиале Главного бюро медико-социальной экспертизы. В феврале 2006 года решение данного филиала было отменено Главным бюро МСЭ и гражданину была установлена 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности с даты первоначального освидетельствования. Каковы должны быть действия территориального органа ПФР и подлежат ли возмещению излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты?
- Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 (далее - Порядок от 30.11.2004 N 294), предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами.
- Пунктом 32 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (приложение N 3 к Порядку от 30.11.2004 N 294), определено, что признание лица инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяется на основании выписки из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы.
- Как видно из вопроса, ежемесячная денежная выплата гражданину как инвалиду, имеющему 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, была установлена на основании поступившей в распоряжение территориального органа ПФР выписки из акта освидетельствования в филиале Главного бюро медико-социальной экспертизы, оформленной в установленном порядке.
- Следовательно, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная подпунктом 2 пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", была установлена и выплачивалась гражданину правомерно.
- Что касается повторного освидетельствования указанного лица Главным бюро медико-социальной экспертизы, то в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" главные бюро медико-социальной экспертизы вправе проводить по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, и при наличии оснований изменять либо отменять решения бюро.
- Учитывая, что при проведении повторного освидетельствования указанного гражданина решение филиала Главного бюро медико-социальной экспертизы о признании его инвалидом, имеющим 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, было отменено и он был признан инвалидом, имеющим 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности, размер ежемесячной денежной выплаты лицу должен быть изменен.
- Согласно пункту 19 Порядка от 30.11.2004 N 294 перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону увеличения производится со дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующего решения, а в сторону уменьшения - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой указанный перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты.
- В рассматриваемой ситуации обстоятельством, влекущим перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения, является факт поступления в территориальный орган ПФР соответствующего решения, вынесенного Главным бюро медико-социальной экспертизы.
- Следовательно, территориальный орган ПФР, осуществляющий ежемесячную денежную выплату данному гражданину, должен произвести перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выдачи решения Главного бюро медико-социальной экспертизы.
- С учетом изложенного выплаченные гражданину суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной на основании выписки из акта освидетельствования в филиале Главного бюро медико-социальной экспертизы, не могут быть признаны излишне выплаченными и возмещению не подлежат.
- (Письмо ПФР в адрес ОПФР по Орловской области от 06.06.2006 N ЛЧ-28-27/5999.)
- Вопрос 6. В каком порядке выплачиваются суммы ежемесячной денежной выплаты, причитавшиеся гражданину и не полученные им в связи со смертью?
- Порядком от 30.11.2004 N 294 предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, причитавшиеся гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Следовательно, вопросы, связанные с выплатой сумм ежемесячной денежной выплаты, причитавшихся гражданину и не полученных им при жизни, следует рассматривать с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено законодательством, регулирующим правоотношения, связанные с осуществлением ежемесячной денежной выплаты.
- Согласно статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
- Пунктом 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования о выплате соответствующих сумм могут быть предъявлены в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
- Следует обратить внимание на то, что приведенные нормы устанавливают специальный режим для выплаты причитавшихся гражданину, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм, предоставляющихся ему в качестве средств к существованию, к которым может быть отнесена и ежемесячная денежная выплата.
- В соответствии с указанным режимом не полученные гражданином при жизни суммы ежемесячной денежной выплаты при определенных условиях выводятся за пределы наследственного имущества и передаются гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- При этом члены семьи, указанные в пункте 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение четырех месяцев со дня открытия наследства вправе обратиться за получением причитающейся наследодателю суммы ежемесячной денежной выплаты в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату.
- В случае отсутствия таких лиц либо по истечении 4-х месяцев с даты с открытия наследства данные суммы включаются в наследственную массу и могут быть унаследованы на основании свидетельства о праве на наследство, выданного нотариальными конторами в соответствии с требованиями норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
- (Письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Рязанской области от 13.04.2006 N 28-27/4001.)
- Вопрос 7. Учитывается ли при начислении сумм ежемесячной денежной выплаты заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на 2006 год, поданное гражданином до 1 октября 2005 года, в случае установления ему ежемесячной денежной выплаты по новому основанию после 1 октября 2005 года?
- В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
- Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации определен Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 (далее - Порядок от 30.11.2004 N 294).
- Согласно указанному Порядку ежемесячная денежная выплата назначается на основании письменного заявления гражданина с приложением всех необходимых документов, подтверждающих право на нее.
- В силу положений пункта 16 Порядка от 30.11.2004 N 294 ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- При этом гражданин может подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты вновь, по другому основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации, с соблюдением условий, предусмотренных Порядком от 30.11.2004 N 294.
- В соответствии с пунктом 23 Порядка от 30.11.2004 N 294 ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
- Процедура подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) урегулирована Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок от 29.12.2004 N 328), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328.
- Согласно нормам Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и положениям Порядка от 29.12.2004 N 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
- В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
- Исходя из смысла статьи 6.3 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, гражданин утрачивает право на получение социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 указанного Закона, с даты прекращения ему ежемесячной денежной выплаты.
- Согласно пункту 29 Порядка от 30.11.2004 N 294 ежемесячная денежная выплата прекращается в двух случаях: смерти гражданина либо утраты права на ежемесячную денежную выплату.
- Изложенное означает, что гражданин, обратившийся с личным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты вновь по другому основанию (категории), по существу, выразил свое желание о прекращении права на ежемесячную денежную выплату по основанию, по которому ему прежде осуществлялась ежемесячная денежная выплата с учетом его волеизъявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
- Что касается осуществления ежемесячной денежной выплаты и предоставления набора социальных услуг детям-инвалидам, то согласно положениям статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" существуют два понятия категории инвалидов: инвалиды, имеющие различные степени ограничения способности к трудовой деятельности, и "дети-инвалиды".
- Это означает, что законодатель выделил самостоятельную категорию "дети-инвалиды" при осуществлении ежемесячной денежной выплаты.
- Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" установлено, что категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
- С учетом приведенных положений, обстоятельством, определяющим срок, на который устанавливается ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду, является срок, в течение которого гражданин отнесен к категории "ребенок-инвалид".
- При достижении ребенком-инвалидом возраста 18 лет право на ежемесячную денежную выплату по этой категории утрачивается. Одновременно утрачивается право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставляемого детям-инвалидам.
- Следовательно, прекращает действовать и ранее поданное ребенком-инвалидом (его законным представителем) заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) по категории "дети-инвалиды".
- (Письмо ПФР в адрес ОПФР по Волгоградской области от 27.06.2006 N 28-27/6721.)
- Вопрос 8. Возможно ли заключение Соглашения о взаимном удостоверении подписей при приеме заявлений об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) между территориальными органами ПФР и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
- Пенсионный фонд Российской Федерации, как и его территориальные органы, могут заключать соглашения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
- В Типовой форме соглашения о взаимном удостоверении подписей при приеме заявлений об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2005 N 109, определен исчерпывающий перечень организаций, с которыми Пенсионный фонд Российской Федерации может заключать соглашения о взаимном удостоверении подписей при приеме заявления об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги).
- К таким организациям, в частности, относятся организации, поименованные в пункте 4 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: организация, в которой гражданин работает или учится, жилищно-эксплуатационная организация по месту его жительства и администрация стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в качестве учреждений, имеющих право удостоверять подписи при приеме заявлений об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги), в вышеуказанном Приказе не поименованы.
- (Письмо ПФР в адрес ОПФР по Приморскому краю от 27.06.2006 N 28-27/6722.)
- Начальник Департамента
- социальных выплат
- В.Н.ДАНИЛОВ