О Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25
- Принято
- Пенсионным фондом Российской Федерации
- При применении в практической работе Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 с организациями, вступающими (вступившими) в процедуру банкротства, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
- В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на 5-ти стадиях прохождения процедуры банкротства:
- на дату подачи заявления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- на дату введения процедуры наблюдения;
- на дату введения процедуры финансового оздоровления;
- на дату введения внешнего управления;
- на дату открытия конкурсного производства.
- Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 установлено, что если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
- Из смысла данного пункта явствует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые страхователь обязан уплачивать после подачи заявления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, не относятся к текущим платежам и вся задолженность, которая образовалась на дату открытия конкурсного производства, должна быть включена уполномоченным органом (налоговым органом) в реестр требований кредиторов.
- К текущим платежам относятся те страховые взносы, которые страхователь-банкрот должен уплачивать после открытия конкурсного производства.
- Территориальным органам ПФР необходимо отслеживать по информации, которую обязаны представлять налоговые органы, все стадии процедуры банкротства, но основной является открытие конкурсного производства.
- При получении информации об открытии конкурсного производства необходимо в налоговые органы представить всю имеющуюся в территориальных органах ПФР сумму задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам для включения этих сумм в реестр требований кредиторов и отслеживать поступление текущих платежей после открытия конкурсного производства.
- Что касается получения от налоговых органов информации, то в проект порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ включен пункт, на основании которого в целях реализации функций уполномоченного органа в делах о банкротстве налоговый орган по месту регистрации организации-должника в соответствии с пунктами 12 и 14 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, направляет в соответствующий территориальный орган ПФР запросы о предоставлении информации о наличии просроченной задолженности у организации-должника перед Российской Федерацией по уплате обязательных платежей в целях объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства в установленном порядке.
- Кроме того, Пенсионным фондом Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении дополнений в указанное Положение в части включения Пенсионного фонда Российской Федерации в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление.
- Пунктом 4 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
- Однако п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 установлено, что согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
- При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
- Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
- Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
- Исходя из изложенного пункта Постановления следует:
- 1. Взыскание неуплаченных текущих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов после открытия конкурсного производства территориальным органам необходимо производить в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
- 2. Исполнение постановлений территориальных органов ПФР о взыскании сумм недоимки по страховым взносам и исполнительные листы судов по текущим платежам страхователей-банкротов должно производиться в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в третью очередь.
- 3. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которая включена в реестр требований кредиторов, должна быть уплачена конкурсным управляющим во вторую очередь.
- Заместитель
- Председателя Правления
- А.П.КОЛЕСНИК