» » » Письмо ФНС от 08 августа 2006 года № ШТ-6-03

Письмо ФНС от 08 августа 2006 года № ШТ-6-03


Российская Федерация
Письмо ФНС от 08 августа 2006 года № ШТ-6-03/780@
О Разъяснениях по применению Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь, за I квартал 2006 года
Принято
Федеральной налоговой службой России
  1. Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за I квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.
  2. Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
к Письму от 08 августа 2006 года № ШТ-6-03/780@
Разъяснение
Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между правительствами Российской Федерации и республики беларусь (далее - соглашение)
  1. Вопрос 1. Имеет ли право налоговый орган отказать в проставлении отметки на Заявлении о ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - Заявление), если при представлении документов одновременно с налоговой декларацией в пакете отсутствовал сертификат о происхождении товара по форме СТ-1?
  2. Ответ. В целях применения Соглашения установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы.
  3. Согласно пункту 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
  4. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
  5. - заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;
  6. - выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
  7. - договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
  8. - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
  9. - налогоплательщики Российской Федерации - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
  10. При этом пунктом 6 раздела I Положения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщики должны представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией, и в этом перечне не поименован сертификат о происхождении товара (форма СТ-1).
  11. С учетом изложенного само по себе обстоятельство, что налоговым органом не установлено, действительно ли импортируемый товар имеет происхождение из территории Республики Беларусь, в случае наличия всех документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, и отсутствия факта несоответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в этих документах, не может являться основанием в отказе проставления налоговым органом соответствующей отметки на Заявлениях, представленных налогоплательщиком.
  12. Одновременно обращаем внимание, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в соответствии со статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию), подтверждающие страну происхождения ввозимого товара (письмо ФНС России от 01.06.2006 N 03-4-03/1064).
  13. Вопрос 2. Имеет ли право организация представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, если им обнаружены ошибки в ранее поданных заявлениях?
  14. Ответ. При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном в налоговый орган Заявлении налогоплательщик вправе представить новое Заявление. При этом указанное Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - налоговая декларация по косвенным налогам) и иными документами, предусмотренными пунктом 6 раздела I Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения), так и без представления налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)).
  15. Порядок регистрации налоговым органом новых Заявлений и проставления на них соответствующих отметок производится в соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденным Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н.
  16. При этом налоговым органом в базе данных "Беларусь-обмен" местного уровня создается новая версия Заявления с указанием нового регистрационного номера (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-2-03/904).
  17. Вопрос 3. Если товары перемещались с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой, какие документы в качестве транспортных, подтверждающих указанное перемещение товаров, должен представить налогоплательщик в налоговый орган?
  18. Ответ. Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004 года, предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
  19. При этом в случае перемещения товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой необходимо учитывать следующее.
  20. Согласно положениям пункта 11 раздела I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям.
  21. Пунктом 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
  22. Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под международными почтовыми отправлениями понимаются, в том числе, почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.
  23. В пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381, приведен перечень документов, с использованием которых осуществляется пересылка через таможенную границу Российской Федерации международных почтовых отправлений.
  24. С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением, налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать, какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации посредством его пересылки международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе.
  25. Одновременно сообщается, что при рассмотрении вопроса о документах, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в форме международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, следует также руководствоваться письмом ФНС России от 23.12.2005 N ШТ-6-06/1084@ (письмо ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@).
  26. Вопрос 4. Могут ли быть произведены зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
  27. Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
  28. Кроме того, статьей 176 Кодекса предусмотрен зачет налоговым органом сумм НДС, указанных в пунктах 1 и 4 указанной статьи Кодекса, в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки и пени, подлежащим зачислению в тот же бюджет.
  29. Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
  30. С 01.01.2005 вступило в силу Соглашение, подписанное 15.09.2004 и ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ.
  31. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение, которое определяет порядок взимания НДС при импорте товаров.
  32. Пунктом 6 раздела I Положения определен перечень документов, подлежащих обязательному представлению налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товаров. Одним из документов, поименованных в указанном перечне, является выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам.
  33. В связи с тем, что для составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2005 году в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" применялся код бюджетной классификации (далее - КБК) 182 1 04 01000 01 1000 110 по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров, ввозимых из Республики Беларусь, а для составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2006 г. в соответствии с одноименным Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ применяется КБК 182 1 04 01000 01 0000 110 по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, выписка банка, представляемая в соответствии с пунктом 6 раздела I Положения, должна подтверждать фактическую уплату налога на соответствующий КБК.
  34. В связи с изложенным зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не осуществляются (письмо ФНС России от 21.06.2006 N 03-2-03/1160).
  35. Вопрос 5. Какие документы должна представить организация в качестве транспортных, подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в случае если перевозка товаров осуществлялась грузобагажом, багажом на железнодорожном транспорте, а также если доставка товаров осуществлялась представителем организации ручной кладью?
  36. Пунктом 6 раздела I Положения, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
  37. При реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией представляют документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
  38. В случае если перевозка товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны осуществлялась российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, необходимо учитывать следующее.
  39. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).
  40. В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее - Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция, оформленная на основании его заявления с указанием, в том числе, наименования грузобагажа.
  41. При получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его получение, расписывается на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости.
  42. По просьбе лица, уполномоченного на получение грузобагажа, в багажном отделении может быть снята копия с дорожной грузобагажной ведомости, которая заверяется подписью работника багажного отделения и штемпелем станции (вокзала).
  43. Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (их копию).
  44. В соответствии с Правилами перевозок в подтверждение приема багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной станции отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в которых указываются, в том числе, наименование перевозимого багажа, станция назначения, номер проездного документа (билета).
  45. Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить багажную квитанцию (ее копию).
  46. В случае отсутствия на багажной квитанции сведений о станции отправления или маршруте отправки багажа налоговый орган в ходе налоговой проверки при необходимости проводит соответствующие мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в частности, истребует у налогоплательщика проездной документ (билет) пассажира, отправившего данный багаж, в котором содержатся сведения о станции отправления.
  47. В случае если доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что транспортный документ при таком перемещении товаров не оформляется, необходимо учитывать следующее.
  48. Согласно абзацу 2 пункту 4 раздела II Положения в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при наличии в налоговых органах Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов). При этом Положение не устанавливает обязанность принятия налоговым органом данного решения при наличии в налоговом органе указанного подтверждения.
  49. В связи с чем сделать выводы о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля.
  50. Таким образом, если налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС транспортный документ о перевозке экспортируемого товара не представлен, в связи с тем, что доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный документ при такой доставке не оформляется, и при этом в налоговом органе имеется подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), то с учетом вышеизложенного налоговый орган принимает соответствующее решение по проверке на основании результатов анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-2-03/904).

Предыдущая новость - О направлении разъяснений за II квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость

Следующая новость - Письмо ФСФР от 08 августа 2006 года № 06-ОВ-03