О временном ввозе транспортных средств на основании доверенностей, выданных нотариусами Республики Беларусь
- Принято
- Федеральной таможенной службой России
- Направляем ноту Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации от 02.08.2006 N 3984-н и письмо Федеральной таможенной службы от 01.09.2006 N 01-19/30646 "О рассмотрении ноты" для учета и использования в работе при осуществлении контроля транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь и временно ввозимых на территорию Российской Федерации на основании доверенностей, выданных нотариусами Республики Беларусь.
- Заместитель начальника
- Главного управления
- организации таможенного контроля
- полковник таможенной службы
- П.А.БАКЛАКОВ
ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОТА от 2 августа 2006 г. N 3984-н
- Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации свидетельствует свое уважение Федеральной таможенной службе Российской Федерации и имеет честь довести позицию Белорусской Стороны относительно порядка оформления доверенностей в отношении транспортных средств в Республике Беларусь, которые будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.
- В соответствии с информацией, содержащейся в письме Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 01-18/14824, Министерством Юстиции Республики Беларусь нотариусам Республики Беларусь даны разъяснения от 28 июня 2006 г. N 08-2-11/467 о необходимости внесения данных паспорта представителя и представляемого в текст доверенностей, удостоверяемых в отношении транспортных средств, которые будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.
- Вместе с тем аналогичные доверенности, удостоверенные до указанного разъяснения, не содержат сведений о данных паспорта представителя и представляемого.
- В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации начисление и уплата государственной пошлины на регистрацию транспортных средств осуществляются с использованием таможенного приходного ордера, одним из обязательных реквизитов которого являются сведения о документе, удостоверяющем личность, указываемые в графе "Плательщик".
- При этом законодательством не установлено, что плательщиком государственной пошлины признается только собственник транспортного средства и не может быть его представитель (владелец).
- В связи с этим полагаем, исходя из представленных полномочий, представитель по доверенности может осуществлять регистрацию транспортного средства, а также уплату государственной пошлины и, как следствие, может быть признан плательщиком государственной пошлины в смысле указанного выше законодательства.
- У представителя собственника транспортного средства (владельца) всегда имеется паспорт, внесение данных которого в таможенный приходный ордер не представляется проблематичным.
- Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Сторонами которой являются, в том числе, Республика Беларусь и Российская Федерация) установлено, что форма и срок действия доверенности определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой выдана доверенность (статья 40).
- При этом согласно статье 13 вышеназванной Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения и пользуются доказательной силой официальных документов.
- Таким образом, Конвенцией предусмотрена обязанность компетентных органов одной Договаривающейся Стороны принимать документы, выданные компетентными органами другой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством последней.
- Тем не менее таможенные органы Российской Федерации требуют наличия данных паспорта в доверенностях в отношении транспортных средств, вынуждая их владельцев возвращаться с границы Российской Федерации для внесения соответствующих изменений, что влечет значительные денежные расходы.
- Белорусская Сторона информирует, что в соответствии с Постановлением Министерства Юстиции Республики Беларусь от 18 марта 2005 г. N 10 нотариусы выдают доверенности в специальном (ламинированном) покрытии. Таким образом, внесение каких-либо дополнительных сведений в настоящее время в такие доверенности является достаточно проблематичным.
- Кроме того, учитывая Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. N 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий", нотариусы при удостоверении доверенностей не вправе требовать явки представителя по доверенности, а также предоставления его паспорта. Таким образом, данные паспорта владельца в доверенностях указываются, как правило, со слов представляемого.
- В целях урегулирования возникающих проблем как у граждан Республики Беларусь, так и у граждан Российской Федерации Белорусская Сторона просит Федеральную таможенную службу Российской Федерации решить вопрос о принятии таможенными органами Российской Федерации доверенностей без указания данных паспорта представителя и представляемого, удостоверенных нотариально до 28 июня 2006 года, т.е. до появления соответствующего разъяснения Министерства Юстиции Республики Беларусь.
- Посольство пользуется случаем, чтобы возобновить Службе уверения в своем весьма высоком уважении.
- Москва, 2 августа 2006 года
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 1 сентября 2006 г. N 01-19/30646 О РАССМОТРЕНИИ НОТЫ
- Федеральная таможенная служба, рассмотрев обращение Посольства Республики Беларусь, сообщает следующее.
- Действие Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 не распространяется на административные правоотношения.
- Согласно ранее направленным в Министерство иностранных дел Российской Федерации письмом ФТС России от 28.04.2006 N 01-18/14824 "О рассмотрении ноты Посольства Республики Беларусь" разъяснениям ввоз и эксплуатация на территории Российской Федерации транспортных средств на основании доверенностей, выданных на территории Республики Беларусь, без указания паспортных данных представителя и представляемого не допускаются.
- Вместе с тем отсутствие паспортных данных в доверенностях не отменяет необходимость предъявления документов, удостоверяющих личность, при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таким образом, документальная идентификация лиц, осуществляющих ввоз транспортных средств, выполняется в безусловном порядке. Идентификацию доверителя и доверенного лица в доверенности с достаточной однозначностью можно осуществлять по фамилии, имени, отчеству, месту жительства. Следует также учесть, что указание паспортных данных в доверенностях, используемых в международных контактах, может создать дополнительные затруднения, связанные с наличием у лиц общегражданских национальных и заграничных паспортов.
- С учетом изложенного, а также в связи с изменением порядка уплаты государственной пошлины за регистрацию транспортных средств и отсутствием паспортных реквизитов лица, перемещающего транспортное средство, в удостоверении ввоза транспортного средства, ФТС России считает возможным разрешить временный ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств на основании доверенностей, выданных до 28.06.2006 нотариусами Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, при одновременном обязательном предъявлении паспорта лицом, перемещающим транспортное средство.
- Заместитель руководителя
- В.М.МАЛИНИН