» » » Об отдельных разъяснениях по вопросам банковской деятельности

Об отдельных разъяснениях по вопросам банковской деятельности


Российская Федерация
Письмо ЦБ РФ от 25 сентября 2006 года № 123-Т
Об отдельных разъяснениях по вопросам банковской деятельности
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. Центральный банк Российской Федерации направляет ответы на вопросы, заданные представителями территориальных учреждений Банка России в ходе проведения семинара по теме "Бюджетная политика. Взаимодействие учреждений Банка России с органами Федерального казначейства, внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" в Академии "Бюджета и казначейства" 17 - 28 апреля 2006 года.
  2. Т.Н.ЧУГУНОВА
Приложение
к Письму от 25 сентября 2006 года № 123-Т
Вопросы
Вопросы, заданные представителями территориальных учреждений банка России в ходе проведения семинара по теме «Бюджетная политика. взаимодействие учреждений банка России с органами федерального казначейства, внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» в академии «Бюджета и казначейства»
  1. N
    п/п
    
    Вопросы
    
    Ответы
    
    1.
    
    Трудности   при   идентификации
    произведенного платежа по причине
    низкой  разрядности  поля  "Номер
    документа"   при    осуществлении
    платежей  через  расчетную   сеть
    Банка   России.   Данный   вопрос
    неоднократно    поднимался    как
    Министерством финансов Республики
    Башкортостан, так  и  Управлением
    Федерального казначейства.
    По мнению  Национального  банка
    Республики          Башкортостан,
    разрядность      поля      "Номер
    документа"   при    осуществлении
    платежей  через  расчетную   сеть
    Банка   России   регламентирована
    требованиями   Положения    Банка
    России "О безналичных расчетах  в
    Российской   Федерации"   от    3
    октября  2002  года  N   2-П   (с
    изменениями и дополнениями).
    
    Порядок  формирования  номера  расчетного  документа
    устанавливается правилами документооборота,  принятого
    хозяйствующим  субъектом,  и  не  может   определяться
    Положением Банка России от 3 октября 2002 года  N  2-П
    "О  безналичных  расчетах  в  Российской   Федерации",
    устанавливающим    порядок    заполнения     расчетных
    документов.
    В соответствии с порядком заполнения поля "N  "  (3)
    (номер расчетного документа) в данном поле указывается
    номер  платежного  поручения,  инкассового   поручения
    цифрами. В случае, если номер  состоит  более  чем  из
    трех цифр, платежное поручение,  инкассовое  поручение
    при осуществлении платежей через расчетную сеть  Банка
    России идентифицируется  по  трем  последним  разрядам
    номера, которые должны быть отличными от "000".
    Максимальное  количество  символов  для   заполнения
    реквизита поля "N  " (3) (номер расчетного документа),
    как  длина   реквизитов   других   полей    расчетного
    документа,  определяется   размером   соответствующего
    поля.
    Вопрос об увеличении длины поля "N  " (3)  расчетных
    документов Банком России рассматривается.
    Вместе  с  тем   обращаем  внимание,  что  в   целях
    идентификации производимых платежей Минфин  России  по
    согласованию с  руководителями  Федеральной  налоговой
    службы, Федеральной таможенной службы и  Банка  России
    Приказом от 24 ноября 2004 года N 106н "Об утверждении
    правил   указания   информации   в   полях   расчетных
    документов на  перечисление  налогов,  сборов  и  иных
    платежей в  бюджетную  систему  Российской  Федерации"
    утвердил правила указания информации, идентифицирующей
    плательщика,   получателя,   назначение   платежа    в
    расчетных документах на перечисление налогов, сборов и
    иных   платежей   в   бюджетную   систему   Российской
    Федерации, в соответствующих полях 60, 61,  101 - 110,
    включенных в формы платежного  поручения,  инкассового
    поручения.
    Указанная    информация     позволяет     достоверно
    идентифицировать   налогоплательщика   и    назначение
    платежа.
    
    2.
    
    В ходе  кассового  обслуживания
    клиентов  ГРКЦ  при  казначейском
    исполнении    бюджетов    выявлен
    участок   работ,    на    котором
    происходит основное  скопление  и
    задержка           обрабатываемых
    документов до  поступления  их  в
    кассу.       Это        операции,
    осуществляемые        контролером
    расходных кассовых операций.
    Возможно        ли         ГРКЦ
    распорядительным       документом
    принять  решение  об  утверждении
    порядка    проведения    кассовых
    операций   при    децентрализации
    функций     контролера,      т.е.
    назначить    двух     контролеров
    расходных кассовых операций?
    
    В  соответствии    с   Положением    Банка    России
    от  01.01.2006    N   66-П   "О    правилах    ведения
    бухгалтерского учета в  Центральном  банке  Российской
    Федерации (Банке России)" (далее - Положение  N  66-П)
    "кассовые     расходные     операции,      выполняемые
    бухгалтерскими       работниками,       контролируются
    централизованно контролером,  рабочее  место  которого
    размещается,  по   возможности,   в   непосредственной
    близости от кассы. Контролер ведет кассовый журнал  по
    расходу. Контроль за  совершением  расходных  операций
    должен быть  организован  так,  чтобы  была  исключена
    возможность:
    а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты
    чеков   с   подписями   и    оттиском    печати,    не
    соответствующими   заявленным   образцам,   и   чеков,
    выписанных  из  книжки,   не   принадлежащей   данному
    клиенту;
    б) поступления  в  кассу  чеков  и  других  кассовых
    расходных    документов,     минуя     соответствующих
    бухгалтерских работников и контролера учреждения Банка
    России;
    в) внесения необоснованных исправлений и  дописок  в
    кассовые документы и журналы.
    Если рабочее  место  лица,  контролирующего  кассовые
    расходные операции,  находится  рядом  с  кассой  либо
    соединено с кассой  предохраненным  от  доступа  извне
    транспортным устройством, то посредством последнего по
    усмотрению руководителя может быть установлен  порядок
    передачи  кассовых  расходных  документов  контролером
    кассиру с последующей распиской в получении".
    При  этом  Положением  N  66-П  не  регламентировано
    количество контролирующих работников.
    Работа  по  приему,  контролю  и  передаче   кассиру
    кассовых документов  клиентов  ГРКЦ  при  казначейском
    исполнении  бюджетов  должна  быть  организована  так,
    чтобы исключить задержки в ходе кассового обслуживания
    указанных клиентов.
    Для  решения   этого   вопроса   считаем   возможным
    разработку распорядительного документа ГРКЦ, в котором
    следует   предусмотреть    соответствующие    действия
    работников  ГРКЦ.  При   этом   положения   указанного
    распорядительного акта ГРКЦ  не  должны  противоречить
    требованиям Положения N 66-П и Инструкции Банка России
    по  эмиссионно-кассовой  работе  в  учреждениях  Банка
    России от 16.11.1995 N 31 ДСП (далее - Инструкция N 31
    ДСП).
    
    3.
    
    С 28 декабря 2005 года вступило
    в силу Положение Банка России  от
    28 декабря 2005 года N  281-П  "О
    порядке    передачи    реквизитов
    бухгалтерских и иных  документов,
    изготовленных     на     бумажных
    носителях,     для      обработки
    информационно-вычислительными
    подразделениями   Банка   России,
    обеспечивающими           ведение
    операционного  дня".   Реализация
    требований данного  положения,  в
    части сверки кассиром  реквизитов
    кассового документа  на  бумажном
    носителе      с      реквизитами,
    введенными  в  автоматизированную
    систему,     и      обязательного
    формирования  ленты  подсчета   с
    указанием 5  реквизитов  вызывает
    следующие  проблемы:   невозможно
    осуществить кассиром сверку чеков
    с   данными    автоматизированной
    системы,   т.к.   эксплуатируемое
    программное  обеспечение  в  этой
    части   не    реализовано;    при
    существующей        подокументной
    обработке     денежных      чеков
    клиентов,  подготовка  на  каждый
    чек   ленты   подсчета    требует
    дополнительных затрат времени.
    
    При реализации норм п. 4.4  вступившего  в  действие
    Положения  Банка  России  от 28.12.2005   N  281-П  "О
    порядке  передачи  реквизитов  бухгалтерских  и   иных
    документов,   изготовленных   на   бумажных носителях,
    для       обработки      информационно-вычислительными
    подразделениями Банка России, обеспечивающими  ведение
    операционного дня" (далее - Положение N 281-П) в части
    сверки  кассиром   реквизитов   кассовых   документов,
    составленных  на  бумажном  носителе,  с  реквизитами,
    введенными  в  автоматизированную  систему,   кассиром
    должны быть сверены реквизиты, которые подлежат сверке
    в соответствии с подпунктами 3.4.7 и 3.1.3  Инструкции
    N 31 ДСП.
    Если  кассовые  операции  учреждения  Банка   России
    автоматизированы, то  при  вводе  реквизитов  кассовых
    документов формирование ленты подсчета не требуется.
    Одновременно  сообщаем,  что   в   настоящее   время
    готовятся разъяснения по применению норм  Положения  N
    281-П.
    
    4.
    
    Остается  проблема   заполнения
    отдельных  полей  объявления   на
    взнос   наличными   ("От   кого",
    "Получатель"     и      "Источник
    взноса").
    В  соответствии  с  пунктом  11
    раздела 2 Положения Банка  России
    и Минфина России от 20  мая  2004
    года N N 257-П,  46н  установлены
    требования     по      заполнению
    бюджетополучателями           ОФК
    объявлений  на   взнос  наличными
    ф. 0402001,   где   предусмотрено
    обязательное указание в полях:
    - "От   кого",   "Получатель" -
    полное      или       сокращенное
    наименование   ОФК,   в   скобках
    полное      или       сокращенное
    наименование,   номер    лицевого
    счета          бюджетополучателя,
    назначение суммы;
    - "Источник взносы" -  источник
    поступления  наличных   денег   в
    соответствии   с    номенклатурой
    символов   отчета   о    кассовых
    оборотах учреждений Банка  России
    и кредитных организаций.
    Размеры   полей    бланка    не
    позволяют                вместить
    предусмотренную информацию.
    
    Вопрос  расширения   отдельных   полей   в   бланках
    объявления на взнос наличными 0402001 будет рассмотрен
    в рамках проекта Положения  Банка  России  "О  порядке
    ведения  кассовых  операций   и   правилах   хранения,
    перевозки и инкассации наличных  денег  для  кредитных
    организаций  на  территории   Российской   Федерации",
    который  находится  на  рассмотрении   в   структурных
    подразделениях  Банка  России.  Приведенная   в   этом
    проекте Положения измененная форма  указанного  бланка
    будет  утверждена  вступлением   в   силу   названного
    Положения.
    Вместе с тем сообщаем, что Банк  России  увеличил  с
    2004 года формат бланка объявления на взнос  наличными
    0402001 до размера A4,  а  при  утверждении  в  печать
    бланочной  продукции на 2005 год - размеры  полей  "От
    кого", "Получатель"  и  "Источник  поступления"  формы
    0402001 "Объявление на взнос наличными".
    
    5.
    
    Можно    ли     открывать     в
    учреждениях Банка России счета на
    балансовом      счете       40404
    негосударственному     учреждению
    здравоохранения,    у    которого
    бюджетные  средства  не  являются
    источником формирования имущества
    и финансовых ресурсов  учреждения
    (учредителем является  ОАО),  для
    учета   средств,    перечисляемых
    ТФОМС    в     соответствии     с
    Постановлением      Правительства
    Российской   Федерации   от    30
    декабря 2005 года N  851  (письмо
    Банка России от  17  января  2006
    года   N   2-Т)    по    оказанию
    дополнительной        медицинской
    помощи.  С   одной   стороны,   в
    соответствии   со   статьей    48
    Федерального закона  от  10  июля
    2002 года N 86-ФЗ "О  Центральном
    банке Российской Федерации (Банке
    России)"   Банк   России    может
    осуществлять банковские  операции
    по      обслуживанию      органов
    государственной власти и  органов
    местного    самоуправления,    их
    организаций,      государственных
    внебюджетных   фондов,   воинских
    частей, военнослужащих,  служащих
    Банка России, а также иных лиц  в
    случаях,          предусмотренных
    федеральными законами.
    С     другой     стороны,     в
    соответствии с Бюджетным кодексом
    Российской      Федерации       и
    Федеральным законом  от  10  июля
    2002 года N 86-ФЗ "О  Центральном
    банке Российской Федерации (Банке
    России)" Банк России  обслуживает
    счета бюджетов и  государственных
    внебюджетных фондов (письмо Банка
    России от 15  июля  2005  года  N
    101-Т). Понятия "счет бюджета"  и
    "счет по учету  средств  бюджета"
    являются тождественными. Являются
    ли в таком случае  тождественными
    понятия   "счет   государственных
    внебюджетных фондов" и  "счет  по
    учету   средств   государственных
    внебюджетных фондов".
    
    В  соответствии  с   письмом   Минфина   России   от
    27.01.2006 N 02-13-10/144 счета бюджетов - это  счета,
    открытые Федеральному казначейству в Центральном банке
    Российской Федерации или  кредитных  организациях,  на
    которых отражаются все кассовые операции по исполнению
    бюджетов, а  также  счета,  открытые  иным  участникам
    бюджетного  процесса,  в  соответствии   с   бюджетным
    законодательством Российской Федерации.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от
    30  декабря  2005  г.   N   851   установлен   порядок
    финансового обеспечения  расходов,  осуществляемых  за
    счет средств бюджета Федерального фонда  обязательного
    медицинского страхования, на  выполнение  учреждениями
    здравоохранения       муниципальных       образований,
    оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при
    их   отсутствии   -   соответствующими    учреждениями
    здравоохранения   субъекта   Российской    Федерации),
    государственного задания  по  оказанию  дополнительной
    медицинской помощи, в соответствии с которым указанные
    учреждения здравоохранения открывают отдельные счета в
    подразделениях  расчетной  сети   Центрального   банка
    Российской  Федерации  для  учета  средств  на  оплату
    дополнительной медицинской помощи.
    В соответствии с характеристикой балансового счета N
    40404     "Территориальные     фонды     обязательного
    медицинского  страхования",  установленной  Положением
    Банка России от 01.01.2006 N 66-П "О правилах  ведения
    бухгалтерского учета в  Центральном  банке  Российской
    Федерации (Банке России)" и Положением Банка России от
    05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения  бухгалтерского
    учета  в  кредитных  организациях,  расположенных   на
    территории   Российской   Федерации",   на   указанном
    балансовом счете отражаются суммы средств, поступающие
    в  территориальные  фонды  обязательного  медицинского
    страхования и списываемые  со  счетов  территориальных
    фондов обязательного медицинского страхования, а также
    суммы средств,  поступающие  медицинским  учреждениям,
    финансируемым  из  федерального  бюджета  или  бюджета
    другого уровня, перечисленные территориальными фондами
    обязательного   медицинского   страхования   и   (или)
    страховыми медицинскими организациями,  и  списываемые
    со счетов названных медицинских учреждений.
    Письмом     Федерального     фонда     обязательного
    медицинского   страхования,   Министерства    финансов
    Российской Федерации,  Центрального  банка  Российской
    Федерации  и  Министерства  Российской  Федерации   по
    налогам и сборам от  24,  29  января  2001  года  N  N
    476/50-1, 11н,  912-У,  АС-6-07/82  "О  счетах  фондов
    обязательного  медицинского  страхования"  определено,
    что средства  Федерального  и  территориальных  фондов
    обязательного медицинского страхования, направляемые в
    рамках программ  на  оказание  медицинской  помощи  по
    обязательному  медицинскому  страхованию   медицинским
    учреждениям, финансируемым из бюджетов  всех  уровней,
    учитываются  на  открываемых   указанным   медицинским
    учреждениям  в  банках  соответственно  на  балансовых
    счетах N 40403 и N 40404 лицевых  счетах  с  признаком
    "03" в 15 - 16-м разрядах номера лицевого счета.
    В  связи  с  этим  негосударственному   медицинскому
    учреждению  для  зачисления   средств,   перечисляемых
    территориальным  фондом   обязательного   медицинского
    страхования, не может  быть  открыт  лицевой  счет  на
    балансовом  счете  N  40404   "Территориальные   фонды
    обязательного медицинского страхования".
    
    6.
    
    Порядок     закрытия     счетов
    клиентов при расторжении договора
    банковского счета в  соответствии
    с   пунктом   1.1   статьи    859
    Гражданского  кодекса  Российской
    Федерации   при   отсутствии    в
    течение двух лет денежных средств
    на счете клиента  и  операций  по
    этому счету.
    
    В   соответствии   с   пунктом   1.1    статьи   859
    Гражданского кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
    Кодекс), если иное  не  предусмотрено  договором,  при
    отсутствии в течение  двух  лет  денежных  средств  на
    счете клиента и операций по этому  счету  банк  вправе
    отказаться от исполнения договора  банковского  счета,
    предупредив об этом клиента. Договор банковского счета
    считается расторгнутым по истечении  двух  месяцев  со
    дня направления банком такого предупреждения, если  на
    счет  клиента  в  течение  этого  срока  не  поступили
    денежные средства.
    Таким  образом,   возможность   расторжения   банком
    договора банковского  счета  в  одностороннем  порядке
    Кодекс связывает со следующими фактами:
    - отсутствие в течение двух лет денежных средств  на
    банковском счете клиента и  операций  по  этому  счету
    (если иное не предусмотрено договором);
    -  направление  клиенту  предупреждения  о  закрытии
    счета;
    - истечение   двух   месяцев    после    направления
    соответствующего предупреждения;
    - непоступление  денежных средств на счет клиента  в
    течение    двух    месяцев    со    дня    направления
    предупреждения.
    Так, при одновременном соблюдении всех  этих условий
    кредитная  организация  вправе   расторгнуть   договор
    банковского счета в одностороннем порядке.
    При  этом  согласно  пункту  4  статьи  859  Кодекса
    расторжение  договора   банковского   счета   является
    основанием закрытия счета клиента.
    Учитывая изложенное и с учетом того, что специальный
    порядок  закрытия  банковского  счета  по  основаниям,
    установленным  пунктом  1.1  статьи  859  Кодекса,  не
    предусмотрен, кредитная организация в  рассматриваемом
    случае   закрывает   банковский   счет    клиента    в
    общеустановленном порядке.
    Одновременно  обращаем  внимание,   что   в   случае
    расторжения договора банковского счета в  соответствии
    со  статьей  859  Кодекса  при   наличии   ограничений
    распоряжения  счетом,  предусмотренных   статьей   858
    Кодекса,   исключение   из   книги   открытых   счетов
    соответствующего   балансового   счета    не    должно
    производиться  до  отмены   ограничений   в   порядке,
    установленном законодательством.
    
    7.
    
    Где  на  денежном  чеке  кассир
    должен     проставить      штамп,
    подтверждающий  выдачу   наличных
    денег клиенту.
    
    Инструкцией  Банка  России  по   эмиссионно-кассовой
    работе в учреждениях Банка России от  16  ноября  1995
    года N 31 ДСП (пункт 3.4.7) и Положением Банка  России
    от 9 октября 2002  года  N 199-П  "О  порядке  ведения
    кассовых  операций   в   кредитных   организациях   на
    территории   Российской   Федерации"   (пункт   2.4.4)
    предусмотрено    проставление     подписи     кассира,
    подтверждающей  выдачу  денег  клиенту.  При  этом  на
    обратной стороне денежного чека предусмотрено поле для
    подписи кассира.
    Проставление штампа, подтверждающего выдачу наличных
    денег  клиенту,  вышеназванными  нормативными   актами
    Банка России не предусмотрено.
    

Предыдущая новость - О направлении информации

Следующая новость - Об отдельных разъяснениях по вопросам банковской деятельности