О земельном налоге
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет поступившие письмом от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138 разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения отдельных положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
- Налоговым органам в своей работе надлежит руководствоваться указанными официальными разъяснениями Минфина России.
- Доведите указанные разъяснения до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
- М.П.МОКРЕЦОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 ноября 2006 г. N 03-06-02-02/138
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
- 1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, даны в направленном в ФНС России письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, на основании которого юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.
- В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
- 2. Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков:
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
- Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
- Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
- Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
- Дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
- Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом.
- В то же время считаем, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.
- 3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
- Принимая во внимание данное положение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками, должна применятся налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
- 4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления, отмечаем следующее.
- В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса, то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).
- В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
- 5. На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
- Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости.
- При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.
- Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.
- Директор Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- М.А.МОТОРИН