Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. обратить особое внимание на:
- в части организации аудита
- увеличение объема обязательных аудиторских процедур в связи с вступлением в силу новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- соблюдение аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- обязанность аудируемого лица представлять аудитору необходимую информацию и документацию;
- необходимость описания обстоятельств, повлекших подготовку аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного;
- существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение;
- информацию о нарушениях, выявленных аудитором и устраненных аудируемым лицом до даты аудиторского заключения;
- в части бухгалтерской отчетности аудируемого лица
- обоснованность учетной политики аудируемого лица;
- соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этого лица;
- последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности;
- полноту бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности;
- существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
- представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств;
- представление аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности информации о целевом финансировании;
- представление аудируемым лицом доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках;
- классификацию аудируемым лицом доходов;
- признание аудируемым лицом доходов;
- признание аудируемым лицом скидок (накидок);
- признание аудируемым лицом расходов;
- признание аудируемым лицом затрат по полученным займам и кредитам;
- состав расходов будущих периодов, раскрытых аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
- раскрытие аудируемым лицом - застройщиком информации по договорам долевого строительства;
- отражение аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности сумм НДС при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации;
- обоснованность принятия аудируемым лицом сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных объектов;
- формирование аудируемым лицом групп однородных объектов основных средств для переоценки;
- регулярность проведения аудируемым лицом переоценки основных средств;
- резервирование аудируемым лицом под снижение стоимости материальных ценностей;
- корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
- проведение аудируемым лицом проверки финансовых вложений на обесценение;
- раскрытие аудируемым лицом информации о дивидендах, рекомендованных или объявленных им;
- раскрытие аудируемым лицом информации о полученных или подлежащих получению дивидендах;
- резервирование аудируемым лицом сомнительных долгов;
- своевременность списания аудируемым лицом дебиторской и кредиторской задолженности;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об аффилированных лицах;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности;
- составление аудируемым лицом консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности;
- оформление бухгалтерской отчетности.
- Применимые федеральные правила (стандарты)
- аудиторской деятельности
- При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2006 г. необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), в частности, следующими утвержденными в 2006 г. федеральными правилами (стандартами): N 25 "Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация", N 26 "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности", N 28 "Использование результатов работы другого аудитора" и N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", а также N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами".
- Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, в части, не противоречащей Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
- Соблюдение аудируемым лицом
- Федерального закона "О противодействии легализации
- (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
- и финансированию терроризма"
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных Федеральным законом или в соответствии с ним требований в отношении обязательных процедур внутреннего контроля и обязательного контроля.
- Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской отчетности организаций, определенных статьей 5 Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и др.
- При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом Федерального закона аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные Федеральным законом, а также правилом (стандартом) N 14.
- Непредставление аудируемым лицом необходимой
- аудитору информации и документации
- В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при проведении аудита:
- 1) аудируемое лицо обязано среди прочего:
- предоставлять аудитору информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
- не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита;
- 2) аудитор имеет право, среди прочего:
- проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
- получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудита вопросам.
- Исходя из этого аудитор самостоятельно определяет объем и состав информации и документации, запрашиваемой для проведения аудита. Наличие в запрашиваемой аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении.
- В соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" ограничение доступа аудитора к сотрудникам и информации может быть одним из признаков существования конфликта между руководством аудируемого лица и аудитором, который, в свою очередь, является одним из факторов риска, связанных с искажениями бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий руководства аудируемого лица.
- Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой информации аудитор вправе отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении. Федеральное правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" предусматривает, что при ограничении объема работы аудитора аудиторское заключение может быть модифицировано.
- Описание обстоятельств, повлекших
- подготовку аудиторского заключения, отличного
- от безоговорочно положительного
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", если аудитор выражает любое мнение, за исключением безоговорочно положительного, он должен четко описать причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на бухгалтерскую отчетность.
- Как правило, такая информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
- Существенность положений,
- модифицирующих аудиторское заключение
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" при определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано.
- При модификации аудиторского заключения следует иметь в виду, что в соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 4 "Существенность в аудите" при оценке последствий искажений бухгалтерской отчетности аудитору следует принимать во внимание существенность.
- Выявленные аудитором нарушения, устраненные
- до даты аудиторского заключения
- В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при проведении аудита аудируемое лицо обязано оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудита нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
- Исходя из федерального правила (стандарта) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в случае, когда аудируемое лицо устранило указанные нарушения до даты аудиторского заключения, в аудиторском заключении не должны описываться такие нарушения.
- Обоснованность учетной политики аудируемого лица
- В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организация, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя, в том числе, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики.
- Соответствие принятых аудируемым лицом
- форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям
- деятельности этой организации
- В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
- В приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н (с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. N 115н) приведены образцы форм бухгалтерской отчетности организации, которые рекомендовано учитывать при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемой в установленные адреса. При разработке организацией форм бухгалтерской отчетности целесообразно исходить из характера и условий деятельности организации, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной и полезной информации.
- Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, при формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя, в том числе, оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе при аудите бухгалтерской отчетности, составленной исключительно по образцам форм, особое внимание аудитор должен обратить на то, в какой степени исследуемая бухгалтерская отчетность позволяет пользователю делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
- Последовательность применения аудируемым лицом
- форм бухгалтерской отчетности
- В соответствии с ПБУ 4/99 организация должна придерживаться принятых ею содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому.
- Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших такое изменение.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя, в том числе, оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность изменения аудируемым лицом содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним.
- Полнота бухгалтерской отчетности аудируемого лица
- В соответствии с ПБУ 4/99, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
- Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, в том числе выделенных на отдельный баланс.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", если аудитор приходит к выводу о том, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Применение нормативных правовых актов
- по бухгалтерскому учету
- При формировании бухгалтерской отчетности организации нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности применяются в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.
- Например, ПБУ 5/01 применяется в части, не противоречащей изданным позднее положениям по бухгалтерскому учету и другим нормативным правовым актам (в частности, ПБУ 6/01).
- Обоснованность отступлений
- от правил бухгалтерской отчетности
- В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
- При этом необходимо обратить внимание на то, что неприменение правил бухгалтерского учета может иметь место лишь в случае, когда такие правила не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя, в том числе, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе при формировании аудиторского заключения каждый факт неприменения аудируемым лицом правил бухгалтерского учета должен оцениваться аудитором с точки зрения обоснованности и полноты раскрытия в бухгалтерской отчетности.
- Существенность информации, раскрытой
- аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности
- В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
- Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
- Согласно ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
- В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Аналогичный подход к определению существенности предусмотрен ПБУ 1/98.
- Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.
- Представление аудируемым лицом
- в бухгалтерском балансе активов и обязательств
- В соответствии с ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
- Исходя из Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г., объект, подлежащий бухгалтерскому учету согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете", классифицируется для целей бухгалтерского учета в соответствии с установленными определениями видов активов и критериями признания их. По общему правилу, указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете исходя из соответствия его на момент признания установленным определениям видов активов и критериям признания их.
- Учитывая это, при раскрытии в бухгалтерском балансе информации о внеоборотных активах объекты основных средств и нематериальных активов, оставшийся срок полезного использования по которым на отчетную дату составляет 12 месяцев и менее, не могут раскрываться в разделе "Оборотные активы".
- Представление аудируемым лицом
- в бухгалтерской отчетности информации
- о целевом финансировании
- В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, группа статей "Целевое финансирование" включается в бухгалтерский баланс (в раздел "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)") только некоммерческими организациями.
- Коммерческие организации используют счет учета целевого финансирования для обобщения информации о движении бюджетных средств, предназначенных на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.), либо текущих расходов. Указанные средства учитываются и отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с ПБУ 13/2000.
- Представление аудируемым лицом
- доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках
- Исходя из Приказов Минфина России от 18 сентября 2006 г. N 115н и N 116н начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. в бухгалтерской отчетности доходы и расходы организации не подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные.
- При этом согласно ПБУ 9/99 выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг), прочие доходы, составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются в отчете о прибылях и убытках по каждому виду отдельно.
- Согласно ПБУ 10/99 прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов, а также расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
- В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных доходах и расходах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации.
- Классификация аудируемым лицом доходов
- В соответствии с ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований этого ПБУ, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
- Признание аудируемым лицом доходов
- В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации (доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления) признаются в бухгалтерском учете лишь при единовременном наличии условий, предусмотренных указанным ПБУ.
- Признание аудируемым лицом скидок (накидок)
- В соответствии с ПБУ 9/99 выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
- Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, скидки (накидки), предоставленные согласно договору покупателю (заказчику) при продаже продукции, товаров, подлежат отражению на счете 90 "Продажи".
- В соответствии с ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности определяются с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
- Изменение установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, оформляется в соответствии с обычаями делового оборота (кредит-нотами, авизо и др.).
- Признание аудируемым лицом расходов
- В соответствии с ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках расходы организации признаются независимо от их признания для целей расчета налогооблагаемой базы.
- В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, а также перечисления организацией средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, являются прочими расходами. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, не предусмотрено отражение указанных расходов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
- Признание аудируемым лицом затрат
- по полученным займам и кредитам
- В соответствии с ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (далее - текущие расходы), за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
- Включение в текущие расходы (начисление) затрат по займам и кредитам осуществляется:
- в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам, независимо от того, в какой форме производятся указанные платежи;
- равномерно (если иное не определено указанным ПБУ), независимо от того, когда фактически производятся платежи согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам.
- Состав расходов будущих периодов,
- раскрытых аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, расходы, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.
- Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (пояснения к счету 97 "Расходы будущих периодов"), к расходам будущих периодов относятся расходы, связанные с: горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.
- Раскрытие аудируемым лицом - застройщиком
- информации по договорам долевого строительства
- В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерской отчетности организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
- Исходя из этого с целью формирования достоверного и полного представления о финансовом положении застройщика, осуществляющего операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, финансовых результатах деятельности такого застройщика и изменениях в его финансовом положении в дополнение к требованиям, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, застройщик должен раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о:
- обязательствах участников договора по внесению денежных средств с выделением не внесенных в срок платежей;
- обязательствах застройщика перед участниками договора по передаче прав на объект строительства после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- обязательствах застройщика перед участниками договора, возникающих в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора, приведшими к ухудшению качества объекта, или с иными недостатками, а также по возврату денежных средств и уплаты процентов в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;
- задолженности по кредитам и займам, привлеченным для долевого строительства;
- активах застройщика, находящихся в залоге в обеспечение исполнения обязательств по договору залогом, а также в обеспечение исполнения обязательств по договору поручительством;
- задолженности участников договора по оплате квартир после завершения долевого строительства и признания застройщиком выручки от продажи квартир.
- Отражение аудируемым лицом
- в бухгалтерской отчетности сумм НДС при передаче имущества
- в качестве вклада в уставный капитал другой организации
- Исходя из ПБУ 19/02 сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации восстановлению при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации, включается в первоначальную стоимость финансовых вложений.
- Исходя из ПБУ 6/01 сумма налога на добавленную стоимость по основным средствам, принятым в качестве взноса в уставный капитал, подлежащая налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежит отражению в бухгалтерском учете принимающей организации по дебету счета учета налога на добавленную стоимость в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала.
- При передаче иного имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации сумма налога на добавленную стоимость отражается в бухгалтерском учете в таком же порядке.
- Обоснованность принятых аудируемым лицом
- сроков полезного использования объектов основных средств
- и нематериальных активов
- В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 срок полезного использования соответственно объекта основных средств и нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из критериев, предусмотренных указанными ПБУ.
- В связи с этим в ходе аудита бухгалтерской отчетности, среди прочего, аудитор должен оценивать обоснованность определенных организацией сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.
- Формирование аудируемым лицом групп однородных объектов
- основных средств для переоценки
- В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств.
- Для целей переоценки группы однородных объектов основных средств определяются организацией самостоятельно. При этом необходимо исходить в основном из признаков назначения этих объектов.
- Регулярность проведения
- аудируемым лицом переоценки основных средств
- В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии решения о переоценке группы однородных объектов основных средств следует учитывать, что в последующем такая группа должна переоцениваться регулярно, чтобы стоимость входящих в эту группу объектов, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
- Резервирование аудируемым лицом
- под снижение стоимости материальных ценностей
- В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей, который образуется за счет финансового результата организации. При этом резервирование производится в отношении материально-производственных запасов, которые морально устарели, либо полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость или стоимость продажи которых снизилась.
- Резервирование в отношении товаров, числящихся на конец отчетного года как товары отгруженные, не производится.
- Корректировка оценки финансовых вложений,
- по которым можно определить текущую рыночную стоимость
- В соответствии с ПБУ 19/02 финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.
- Для определения текущей рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных организованных рынков или организаторов торговли.
- Исходя из ПБУ 19/02 при формировании учетной политики организации по данному вопросу выбор осуществляется в отношении периодичности проведения корректировки оценки указанных финансовых вложений (ежемесячно, ежеквартально).
- Проведение аудируемым лицом
- проверки финансовых вложений на обесценение
- В соответствии с ПБУ 19/02 при составлении годовой бухгалтерской отчетности в отношении финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость и наблюдаются признаки обесценения, организация должна провести проверку наличия условий устойчивого существенного снижения их стоимости.
- Если проверка подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то организация образует резерв под обесценение финансовых вложений за счет финансового результата.
- Раскрытие аудируемым лицом информации
- о дивидендах, рекомендованных или объявленных им
- В соответствии с ПБУ 7/98 годовые дивиденды, рекомендованные или объявленные в установленном порядке по результатам работы организации за отчетный год в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности этой организации за отчетный год, раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.
- Промежуточные дивиденды, выплаченные в течение года, за который подготавливается бухгалтерская отчетность, отражаются обособленно в годовом бухгалтерском балансе в разделе "Капитал и резервы" (в круглых скобках).
- Раскрытие аудируемым лицом информации
- о полученных или подлежащих получению дивидендах
- Исходя из ПБУ 7/98 объявление дочерними и зависимыми обществами аудируемого лица в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности этого лица за отчетный год дивидендов за периоды, предшествовавшие отчетной дате, признается событием после отчетной даты, подтверждающим существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.
- В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Учитывая это, поступления в виде дивидендов признаются доходами в сумме за минусом суммы налога, удерживаемого налоговым агентом согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. В отчете о прибылях и убытках поступления в виде дивидендов отражаются по статье "Доходы от участия в других организациях".
- Резервирование аудируемым лицом сомнительных долгов
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
- Решение о создании резервов сомнительных долгов должно приниматься организацией исходя из совокупности норм, установленных пунктом 70 указанного Положения и пунктом 7 ПБУ 1/98 (в части требования осмотрительности). В противном случае учетная политика организации не будет обеспечивать соблюдение требования осмотрительности в бухгалтерском учете.
- С учетом пункта 7 ПБУ 1/98 норма пункта 70 указанного Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.
- Своевременность списания аудируемым лицом
- дебиторской и кредиторской задолженности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, списанию с бухгалтерского баланса подлежит:
- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и другие долги, не реальные для взыскания;
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек.
- При списании соответствующих сумм следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.
- Раскрытие аудируемым лицом
- информации об аффилированных лицах
- В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об аффилированных лицах.
- Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций) установлен ПБУ 11/2000. В бухгалтерской отчетности организаций иных организационно-правовых форм информацию об аффилированных лицах целесообразно раскрывать применительно к порядку, установленному указанным ПБУ.
- В соответствии с указанным ПБУ перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность на основе этого ПБУ, исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.
- Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 9 "Аффилированные лица", если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Раскрытие аудируемым лицом информации
- об условных фактах хозяйственной деятельности
- В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об условных фактах хозяйственной деятельности.
- Порядок раскрытия информации об условных фактах хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (кроме кредитных организаций) установлен ПБУ 8/01.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", если аудитор приходит к выводу о том, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Составление аудируемым лицом
- консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, в случае наличия у организации дочерних обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
- Консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112, либо международными стандартами финансовой отчетности, принимаемыми Фондом Комитета по международным стандартам финансовой отчетности.
- Оформление бухгалтерской отчетности
- В соответствии с ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, за исключением отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Сопоставимые данные должны приводиться в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, а также в пояснениях к ним.
- В соответствии с ПБУ 4/99 статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, информация по которой дополнительно раскрывается в соответствующем пояснении, должна иметь указание на такое раскрытие.
- Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, показатели, которые при исчислении промежуточных и итоговых данных, а также других показателей должны вычитаться (например, себестоимость проданных товаров, операционные расходы, проценты к уплате), показываются в бухгалтерской отчетности в круглых скобках. Аналогично показываются в бухгалтерской отчетности показатели, имеющие отрицательное значение (например, непокрытый убыток, убыток от продаж, уценка основных средств).
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя, в том числе, оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе в ходе аудита аудитор должен оценить форму представления информации в бухгалтерской отчетности, имея в виду, что эта отчетность должна обеспечивать пользователей возможностью делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
- Директор
- Департамента регулирования
- государственного финансового
- контроля аудиторской
- деятельности и бухгалтерского
- учета и отчетности Минфина России
- Л.ШНЕЙДМАН