» » » О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей

О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844
О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе.
  2. Директор Департамента
  3. А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение
к Письму от 11 декабря 2006 года № 06-1844
Требование
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
  1. Нормативно-правовой аспект
  2. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
  3. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
  4. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  5. в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
  6. Содержание дополнительных образовательных программ
  7. Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
  8. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
  9. - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  10. - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  11. - интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  12. - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  13. - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
  14. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
  15. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
  16. - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  17. - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  18. - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  19. - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
  20. быть направлено на:
  21. - создание условий для развития личности ребенка;
  22. - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  23. - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  24. - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  25. - профилактику асоциального поведения;
  26. - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  27. - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  28. - укрепление психического и физического здоровья ребенка;
  29. - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
  30. Структура программы дополнительного образования детей
  31. Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
  32. 1. Титульный лист.
  33. 2. Пояснительную записку.
  34. 3. Учебно-тематический план.
  35. 4. Содержание изучаемого курса.
  36. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  37. 6. Список литературы.
  38. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
  39. 1. На титульном листе рекомендуется указывать:
  40. - наименование образовательного учреждения;
  41. - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  42. - название дополнительной образовательной программы;
  43. - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  44. - срок реализации дополнительной образовательной программы;
  45. - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
  46. - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  47. - год разработки дополнительной образовательной программы.
  48. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
  49. - направленность дополнительной образовательной программы;
  50. - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  51. - цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  52. - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  53. - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  54. - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  55. - формы и режим занятий;
  56. - ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  57. - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
  58. 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
  59. - перечень разделов, тем;
  60. - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  61. 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
  62. 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
  63. - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  64. - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  65. - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
  66. 6. Список использованной литературы.

Предыдущая новость - О составлении отчетности за 2006 год по форме 14

Следующая новость - Письмо Россельхознадзора от 07 декабря 2006 года № ФС-СД-3