» » » О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи

О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 08 мая 2007 года № АФ-163/06
О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года по разработке мер поддержки молодых семей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации Минобрнауки России направляет для использования в работе следующие материалы:
  2. 1. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.
  3. 2. План первоочередных мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи.
  4. Министр
  5. А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Письму от 08 мая 2007 года № АФ-163/06
Концепция
А.А.Фурсенко 8 мая 2007 года концепция государственной политики в отношении молодой семьи
  1. 1. Введение
  2. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (далее - Концепция) определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.
  3. Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, касающихся жизнедеятельности молодой семьи.
  4. Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне.
  5. Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики". Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.
  6. Необходимость разработки данной Концепции детерминируется рядом объективных и субъективных факторов.
  7. Во-первых, молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений.
  8. Во-вторых, выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.
  9. В-третьих, практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков - первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики <1>.
  10. --------------------------------
    <1> "Шестой ежегодной демографический доклад", ЦДЭЦ ИНП РАН, 1999, с. 29.

  11. В-четвертых, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи). Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.
  12. В-пятых, деторождение, а следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.
  13. В-шестых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи.
  14. Вместе с тем результаты анализа государственной семейной политики в СССР и Российской Федерации показали, что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, важности правового регулирования ее отношений с государством и другими социальными институтами. Семья, в том числе молодая, как правило, не привлекалась к активному участию в реализации мер государства и общества в рамках социальной политики. Семейная политика во многих аспектах отождествлялась с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. В системе взаимоотношений "семья - государство" имела место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована (ее предмет концептуально не разработан) и сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечается факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях.
  15. "Стратегия государственной молодежной политики", фиксируя ряд этих и других особенностей становления и развития молодых поколений и их влияния на развитие Российской Федерации, прямо отмечает издержки и просчеты семейной политики, оплачиваемые всем российским обществом, оценивает их как резко отрицательные, с которыми невозможно смириться.
  16. Таким образом, назрела необходимость осмысления процессов и практического решения задач социально-политического обеспечения жизнедеятельности молодой семьи на государственном уровне: придание ей особого социокультурного и правового статуса в обществе; комплексного исследования положения молодой семьи для конкретизации проблем ее жизнедеятельности и выявления тенденций развития; прогнозирования и разработки концептуальных основ молодежной семейной политики как самостоятельного направления государственной семейной политики.
  17. 2. Основные понятия и принципы государственной политики в отношении молодой семьи
  18. Молодая семья - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей <2>.
  19. --------------------------------
    <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

  20. Развитие молодой семьи - процесс становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.
  21. Оптимальная структура системы индикаторов развития молодой семьи может состоять из нескольких компонентов:
  22. возрастные границы;
  23. социологическая характеристика молодой семьи;
  24. динамика уровня разводов в молодых семьях по сравнению с семьями других категорий;
  25. социально-экономическое положение: уровень и структура доходов; жилищные условия; доступность медицинского обслуживания; уровень занятости (заняты оба супруга, один из супругов безработный, оба супруга безработные);
  26. динамика рождаемости в молодых семьях; количество детей; ориентация на количество детей; формы и средства стимулирования рождаемости;
  27. уровень общего и профессионального образования молодых супругов; образование как установка на успех и карьерное продвижение;
  28. система пассивной и активной социальной защиты молодой семьи: льготы, социальные пособия, социальные программы поддержки молодой семьи, мероприятия по охране здоровья молодых матерей;
  29. доступ молодой семьи к полноценному отдыху: семейные санатории и базы отдыха; семейные клубы; наличие радио- и телепрограмм для молодой семьи; спортивные соревнования для супругов с детьми.
  30. Институализация молодой семьи - процесс жизнедеятельности молодой семьи от момента ее создания до стабильного функционирования: рождение и воспитание детей, достижение экономической самостоятельности, создание устойчивого психологического климата, выполнение основных социальных функций.
  31. Эффективность процесса институализации оценивается с точки зрения создания благоприятных условий для достижения молодой семьей уровня благополучия. Благополучной будет называться семья, которая сама в состоянии решать свои проблемы, в полной мере выполнять социальные функции, и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
  32. Потребности молодой семьи, удовлетворение которых предусматривает государственную поддержку: социальная защита и социальное обслуживание молодых семей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; материальные гарантии, стимулирующие реализацию репродуктивной функции, социально-экономические условия для сочетания репродуктивных и профессиональных ролей; жилищные условия; механизмы поддержки ориентации семьи на самообеспечение и саморазвитие; информационно-просветительская и социально-психологическая поддержка молодой семьи в государстве и обществе; помощь в формировании и развитии социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.
  33. Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.
  34. Принцип партнерского взаимодействия направлен на обеспечение баланса обязательств государства по соблюдению всего комплекса прав и ответственности молодой семьи в обществе и перед обществом и государством за выполнение своих социально-демографических функций. Соблюдая права и суверенитет семьи, государство не имеет прав вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отношения супругов, родителей и детей. При необходимости такое вмешательство осуществляется лишь в пределах, не нарушающих права и законные интересы членов семьи, не противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, законов РФ и нравственным требованиям.
  35. Молодая семья, со своей стороны, имеет обязательства полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основах самообеспечения и саморазвития.
  36. Принцип целостности и непротиворечивости предполагает участие государственных и муниципальных органов власти всех уровней в формировании и реализации государственной молодежной семейной политики, а также наличие четкого разделения полномочий между ними. Государственная политика, затрагивающая интересы молодой семьи, разрабатывается и реализуется на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне законодательной и исполнительной власти. На каждом из этих уровней учитываются социокультурные особенности семейных отношений в целях повышения эффективности реализации целевых программ поддержки различных категорий молодых семей.
  37. Принцип единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации предполагает формирование и практическую реализацию единых социальных гарантий, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России. Государственная политика обеспечивает единство стратегических подходов и ориентиров в отношении молодой семьи.
  38. Принцип дифференцированного подхода к различным типам молодых семей предполагает учет специфики их типов: полных и неполных; процветающих, благополучных, кризисных и маргинальных; семей военнослужащих и сотрудников других силовых структур; семей с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми-инвалидами и др.
  39. Принцип социальной субъектности предусматривает приоритет самостоятельности и активности молодой семьи в реализации государственной политики в отношении этой группы семей. Государственная политика призвана создавать необходимые условия, в которых молодая семья способна проявлять свою самостоятельность и активность, преодолевая последствия социального патернализма и потребительства.
  40. Принцип социальной преемственности поколений предусматривает ориентацию государства и молодых семей на сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в молодой семье традиций народного семейного воспитания, передачу и преемственность российских социокультурных ценностей.
  41. Принцип гуманизма предполагает отношение государства и общества к молодой семье не только как к средству воспроизводства рабочей силы, а как к институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека, активному субъекту укрепления социального института семьи.
  42. Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.
  43. 3. Цели, задачи и приоритеты государственной политики в отношении молодой семьи
  44. Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
  45. Задачами государственной молодежной семейной политики являются:
  46. законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
  47. обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
  48. совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
  49. укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
  50. формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально благополучной семьи;
  51. обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей - полноценных граждан российского общества;
  52. учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
  53. оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
  54. поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
  55. обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
  56. оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
  57. развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.
  58. Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная государственная политика в отношении молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения связанному с развитием страны в целом.
  59. Приоритетами государственной политики в отношении молодой семьи являются:
  60. создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
  61. вовлечение всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);
  62. создание условий для превращения ее в самостоятельный субъект реализации государственной семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей);
  63. оказание помощи молодым семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной политики в отношении молодых семей);
  64. введение института социальной общественной экспертизы государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семей).
  65. Стратегией достижения цели государственной политики в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве самостоятельного и полноценного субъекта российского общества.
  66. Реализация приоритетов государственной политики в отношении молодой семьи на основе данной стратегии способствует формированию механизмов взаимодействия государства и молодой семьи:
  67. механизм "государство - молодая семья": государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный статус социального субъекта и обеспечивает соблюдение всех прав семьи в процессе политического, экономического и социокультурного развития общества;
  68. механизм "общество - молодая семья": общество обеспечивает инициативное участие молодых семей в совместной с государственными институтами поддержке семьи; налаживание партнерских связей между семьей и другими институтами гражданского общества, препятствующих асоциальным проявлениям в среде семьи, детей и молодежи;
  69. механизм "молодая семья - общество - государство": молодая семья полноценно осуществляет функции, присущие социальному институту семьи как институту государства и гражданского общества; строит и реализует жизненные стратегии на основе принципов саморазвития и самообеспечения с учетом государственных приоритетов и общественных ценностей; выступает активным субъектом общественного развития страны.
  70. 4. Концептуальная модель государственной политики в отношении молодой семьи
  71. Создание концептуальной модели осуществляется в целях формирования идеального образца молодой семьи. Данная модель может служить в качестве критерия оценки деятельности различного рода социальных служб, центров и клубов, осуществляющих взаимодействие с молодой семьей по разным аспектам ее функционирования, защите прав ее членов, а также критерием оценки эффективности разработки и реализации социальных программ федерального, регионального и муниципального уровней, направленных на создание условий для становления и развития молодых семей, полноценного выполнения ими социальных функций. Концептуальная модель молодой семьи включает систему описательных показателей, отражающих в должной мере различные аспекты ее состояния и качество выполнения присущих ей социальных функций.
  72. В качестве исходного ориентира для концептуальной модели молодой семьи принят тип благополучной семьи в связи с тем, что в современных социально-экономических условиях Российского государства и общества достижение уровня благополучия по всем показателям можно считать реальной стратегической целью для проведения государственной семейной и молодежной политики в отношении молодой семьи.
  73. Под благополучной молодой семьей понимается семья, которая:
  74. осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;
  75. в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной ее поддержки;
  76. обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом.
  77. Модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений отражает:
  78. юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке;
  79. полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;
  80. детность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;
  81. экономическую обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по данному региону;
  82. социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно закрепленной ее государственной поддержки;
  83. социальную направленность: основные направления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основном должны совпадать с тенденциями развития Российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры.
  84. При определении уровня благополучия молодой семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.
  85. В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество выполнения ею социальных функций:
  86. обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
  87. обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;
  88. обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;
  89. обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;
  90. обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе - профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);
  91. обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.
  92. Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных органов власти, социальных институтов государства и общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ (программ субъектов РФ и муниципальных образований), в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.
  93. Процесс становления благополучной молодой семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
  94. 5. Основные направления и условия реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи
  95. В основу процесса реализации данной Концепции положена трехуровневая система взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодой семьей на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение.
  96. На федеральном уровне Концепция ориентируется на общероссийские социокультурные ценности; на региональном уровне учитываются традиции семейного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым семьям из числа малых народов); на местном уровне происходит поддержка молодых семей с учетом специфических особенностей конкретной семьи и местных условий.
  97. Основными направлениями реализации Концепции являются:
  98. пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье;
  99. формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
  100. развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;
  101. подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
  102. содействие в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и социального благополучия.
  103. Путями реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи по данным направлениям определяются:
  104. установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования (квотирования) процесса создания для них рабочих мест; осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки; обучения их профессиям, востребованным на современном рынке труда; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;
  105. государственная поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства для молодых семей; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья;
  106. оптимизация налоговой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства; льготное предоставление жилья для молодых многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
  107. государственный контроль соблюдения законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов молодой семьи в различных сферах труда, независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
  108. кардинальная модернизация охраны здоровья членов молодой семьи путем обеспечения доступности для всех молодых семей медицинской помощи на основе сочетания ее бесплатных и платных форм медицинского обслуживания; санитарного просвещения по вопросам защиты здоровья матери и ребенка, профилактики детских инфекционных заболеваний.
  109. Дополнительная поддержка членов молодых семей, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также развитие сети психолого-педагогического и правового просвещения членов молодых семей и поддержка учреждений, организаций и общественных объединений, оказывающих бесплатную психологическую, социально-педагогическую и юридическую помощь молодой семье в защите прав и законных интересов ее членов, в решении ее повседневных проблем;
  110. развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности с целью обеспечения доступности дошкольного образования и образовательных учреждений дополнительного образования детей для их гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития; организация родительского всеобуча, сопровождающегося изданием и распространением литературы по воспитанию детей, по вопросам культуры семьи;
  111. значительное расширение сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
  112. информационно-пропагандистская поддержка ценностей благополучной молодой семьи средствами массовой информации и современных информационных и коммуникационных технологий.
  113. Достижение целей и решение поставленных в Концепции задач обеспечивается соблюдением условий:
  114. единства проведения государственной политики в отношении молодых семей на федеральном, региональном и местном уровнях;
  115. практической реализации установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот молодой семье, их дополнением в субъектах РФ и органах местного самоуправления на основе специфических потребностей семьи и своеобразия региона;
  116. равноправного партнерства семьи, общества и государства, разделения ответственности за состояние и развитие благополучных молодых семей;
  117. сотрудничества молодых семей с общественными объединениями и благотворительными организациями;
  118. государственной защиты личных, имущественных, жилищных и других законных прав и интересов молодой семьи, приведением законодательства о семье в соответствие с международными правовыми стандартами;
  119. обязательства государства по защите молодой семьи от нищеты и лишений, связанных с последствиями чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;
  120. своевременности и полноты выплаты всех видов пособий, предусмотренных российским законодательством.
  121. Молодая семья в процессе становления должна иметь возможность выбора и самостоятельного принятия решений относительно своего развития в стратегическом направлении достижения благополучия, а экономические, правовые и идеологические меры государственной молодежной семейной политики должны способствовать утверждению ценностей и приоритетов ее саморазвития, предоставлять возможность выбора и сочетания форм, видов экономической и внеэкономической помощи и поддержки.
  122. 6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи
  123. Организационно-управленческое обеспечение реализации Концепции достигается постоянной целенаправленной специально-организованной деятельностью различных государственных и муниципальных структур и, в первую очередь, органов исполнительной власти и управления всех уровней. Исходя из того, что проблемы молодой семьи носят межведомственный характер, целесообразно повышение статуса исполнительных структур органов управления семейной политикой, молодежной политикой, а также структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи, в федеральных органах социальной направленности.
  124. Высоко приоритетной является государственная поддержка программ деятельности центров (клубов) молодых семей, общественных объединений, благотворительных фондов и других негосударственных (неправительственных) структур, занимающихся проблемами молодой семьи. Для региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления объективно необходима координация на принципах социального партнерства деятельности всех государственных организаций, общественных объединений и коммерческих структур, связанных с решением проблем молодых семей.
  125. Реализации Концепции способствует организация эффективного управления, мониторинга и общественно-государственного контроля выполнения всех социальных целевых программ, в той или иной степени затрагивающих интересы молодой семьи.
  126. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции достигается совершенствованием федеральных законов и нормативных правовых актов, определяющих деятельность органов и учреждений государственно-общественной системы, которые осуществляют целенаправленную деятельность по укреплению и развитию молодой семьи. Для этого необходимо:
  127. внести изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации N 712 от 14 мая 1996 г. "Об основных направлениях государственной семейной политики"; разработать и принять Федеральный закон "О государственной поддержке семей в Российской Федерации", предусмотрев в нем, прежде всего, комплексные меры поддержки молодых и многодетных семей, а также разработать и принять Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки молодой семьи";
  128. совершенствовать федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие накопительно-кооперативных схем, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий молодых семей и др.);
  129. привести нормативные акты субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, регулирующим основы семейной политики, государственную поддержку молодой семьи;
  130. усилить государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
  131. обеспечить общественную экспертизу всех вносимых в Государственную Думу РФ законопроектов с позиций оценки их влияния на положение молодой семьи и создание условий для выполнения ею своих функций.
  132. Важным резервом развития молодой семьи является повышение ее правовой культуры, для повышения которой необходима разработка системы просвещения, обеспечивающей информированность молодежи о правах на государственную поддержку всех членов молодой семьи в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального обслуживания и др.
  133. Финансовое обеспечение реализации Концепции достигается механизмом целевого финансирования государственной семейной политики, включающего специальные инструменты решения специфических проблем молодой семьи, и призванного в полной мере выполнить федеральные и региональные социальные гарантии за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет региональных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. Дополнительным инструментом финансового обеспечения реализации Концепции могут стать федеральные и региональные фонды поддержки молодой семьи, в том числе частные и благотворительные, и страховые фонды.
  134. Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции достигается:
  135. формированием системы постоянного мониторинга демографических, социально-экономических, правовых, социально-психологических, воспитательно-образовательных и других проблем молодой семьи при проблемно-целевой и содержательно-тематической координации научных исследований различных научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального уровней;
  136. подготовкой ежегодных национальных докладов о положении российских семей с обязательным выделением в них раздела о молодых семьях в целях информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления, общественных организаций и населения о проблемах семей;
  137. совершенствованием социальной и демографической статистики, отражающей положение семей, с включением в реестр ежегодной государственной статистики информации о состоянии и тенденциях развития молодых семей;
  138. разработкой и реализацией внеэкономических мер по усилению мотивации к рождению детей в российских семьях и обеспечению более благоприятных условий для их воспитания, образования, физического и духовного развития, предусмотрев периодическое наращивание этих мер с целью постоянного подкрепления их стимулирующего влияния; созданием государственной системы духовно-нравственного воспитания молодежи в целях возрождения семейных, родовых традиций;
  139. проведением на регулярной основе информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение информированности органов власти и населения о демографической ситуации в стране, ее тенденциях и следствиях; на пропаганду здорового образа жизни и опыта жизнедеятельности социально-благополучных молодых семей; на профилактику разводов, заболеваний, алкоголизации, наркомании, курения;
  140. совершенствованием социальной рекламы на основе конкурсов телевизионных программ и материалов периодической печати по освещению положительного опыта деятельности государственных структур и общественных учреждений в реализации Концепции государственной политики в отношении молодых семей.
  141. Кадровое обеспечение реализации Концепции достигается:
  142. совершенствованием подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров, а также специалистов широкого профиля с целью профессиональной реализации государственной семейной политики;
  143. включением в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Организация работы с молодежью" учебных дисциплин по работе с молодой семьей, а также введением в рамках данной специальности специализаций, направленных на подготовку специалистов по работе с молодой семьей;
  144. введением в структуру социальных институтов, ориентированных на работу с семьями, должностей "семейный социальный работник" и "семейный социальный педагог", осуществив специализированную подготовку специалистов этого профиля в системе высшего профессионального образования.
  145. 7. Заключение
  146. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи является рамочным документом, на основе которого разрабатываются и реализуются конкретные целевые программы по всему комплексу проблем молодой семьи либо по отдельным аспектам ее становления и жизнедеятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Реализация программ должна осуществляться посредством конкретных мероприятий с критериальным оцениванием их эффективности и целевого назначения. Данная Концепция призвана оказать помощь в определении целей, принципов и критериев деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений по решению проблем молодой семьи.
  147. 8. Ожидаемые результаты
  148. Результатами реализации данной Концепции выступят:
  149. повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли "гражданских" браков в общем числе браков, приводящих к созданию молодых семей;
  150. повышение уровня рождаемости, что будет способствовать стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране;
  151. повышение уровня благополучия молодой семьи, что приведет к повышению качества жизни, досуга, снижению младенческой смертности и улучшению здоровья детей, уменьшению числа случаев проявления жестокости и насилия в семье;
  152. укрепление молодой семьи, что будет способствовать снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей, решению проблемы беспризорности и детской подростковой девиантности;
  153. стабилизация молодой семьи, что позволит снизить уровень социального сиротства, внебрачных детей и количество отказов от новорожденных детей среди молодых родителей;
  154. значительное развитие семейных форм воспитания: увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.
Приложение
к Письму от 08 мая 2007 года № АФ-163/06
План
План первоочередных мер по реализации концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007 — 2010 годы
  1. Приоритетные направления Наименования мероприятий Ответственные Сроки проведения
    1. Пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье 1. Экспертиза законопроектов на федеральном и региональном уровнях, связанных с мерами государственной поддержки молодых семей Минобрнауки России, Российская академия наук, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2010 годы
    2. Актуализация нормативной правовой базы государственной политики в отношении молодой семьи: - разработка и внесение изменений в действующие законодательные акты, направленные на укрепление и развитие молодой семьи; - разработка проекта Федерального закона "О государственной поддержке семей в Российской Федерации"; - разработка проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки молодой семьи"; - разработка нормативной правовой базы деятельности учреждений органов по делам молодежи, оказывающих поддержку молодой семье Минобрнауки России, Российская академия наук, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2008 - 2010 годы
    3. Разработка и реализация программ информирования в средствах массовой информации по формированию у молодежи ценностей семьи и семейного образа жизни, преемственности поколений Минобрнауки России, Рособразование, РАН, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2008 годы
    4. Разработка предложений для включения в учебный план по специальности "Организация работы с молодежью" соответствующих дисциплин в рамках специализации, обеспечивающей подготовку специалистов по работе с молодой семьей Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2010 годы
    5. Формирование и актуализация методического обеспечения социальных служб, работающих с молодыми семьями Минобрнауки РФ Минздравсоцразвития РФ 2007 - 2010 годы
    6. Открытие постоянно действующих обучающих психолого-педагогических курсов для молодых родителей при учреждениях социального обслуживания, клубах, центрах досуга Минобрнауки РФ Минздравсоцразвития РФ 2007 год, далее постоянно
    7. Изучение, обобщение и распространение опыта органов по делам молодежи, управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении молодой семьи Минобрнауки России 2007 - 2010 годы
    8. Создание электронной библиотеки, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по вопросам государственной политики в отношении молодой семьи Минобрнауки России, Федеральный институт развития образования 2007 - 2010 годы
    9. Формирование системы взаимодействия с руководителями основных федеральных и региональных телевизионных каналов, печатных средств и радиостанций с целью реализации государственной политики по отношению к молодой семье Минобрнауки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ 2007 - 2010 годы
    10. Организация и проведение цикла семинаров, конференций и фестивалей молодых семей в субъектах РФ; проведение в их рамках художественных, книжных выставок, фестивалей искусств и кинофестивалей, посвященных семье, детям, семейным ценностям Минобрнауки России, Рособразование 2008 - 2010 годы
    2. Формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи 1. Ежегодный мониторинг молодых семей и целевых демографических групп, создание на основе мониторинга базы данных с целью разработки текущей стратегии и тактики государственной политики в отношении молодой семьи; подготовка ежегодных национальных докладов о положении российских семей с обязательным выделением в них раздела о молодых семьях Минобрнауки России, Рособразование, Российская академия наук, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2008 год, далее постоянно
    2. Разработка предложений по совершенствованию системы сбора социальной и демографической статистики с целью отражения в массиве собираемых данных о положении семей, о состоянии и тенденциях развития молодых семей (включая выборочные обследования, проводимые статистическими службами) Минобрнауки России, Росстат 2007 - 2008 годы
    3. Разработка методологии и проведение кампании социального маркетинга: - пропагандирующей ценности семьи, материнства, отцовства и детства с ориентацией на благополучную семью; - формирующей положительную мотивацию по отношению к семейным ценностям и конструктивное отношение к браку и семье Минобрнауки России, Рособразование, Российская академия наук, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания, органы управления образованием субъектов Российской Федерации 2008 - 2010 годы
    4. Создание системы конкурсного отбора региональных проектов, направленных на решение задач, определяемых проектом "Молодая семья" Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации Минобрнауки России, Рособразование России 2007 - 2009 годы
    5. Создание серии информационных материалов о мерах социальной поддержки молодых семей на федеральном и региональном уровне Минобрнауки России, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания, органы управления образованием субъектов Российской Федерации 2008 - 2009 годы
    6. Разработка методических рекомендаций по подготовке и реализации программ поддержки молодой семьи на муниципальном уровне Минобрнауки России, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2008 - 2009 годы
    7. Разработка технологии квотирования рабочих мест на предприятиях с разной формой собственности для лиц с семейными обязанностями, молодежи и подростков из среднедетных и многодетных семей Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2008 годы
    8. Подготовка законодательных инициатив, направленных на становление и развитие семейного предпринимательства, содействующих развитию малого семейного предпринимательства, стимулирование развития надомного труда Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ 2007 - 2008 годы
    9. Создание информационнометодических пособий в помощь молодой семьи Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, Рособразование 2007 - 2008 годы
    10. Подготовка цикла проспектов и буклетов "Молодежное семейное предпринимательство" Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, Рособразование 2007 - 2008 годы
    11. Разработка методологии и проведение мониторинга профессиональной ориентации членов молодых семей и потребностей рынка труда Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2008 - 2010 годы
    12. Подготовка методического пособия по организации собственного дела для молодых людей с ограниченными возможностями и членов их семей Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2008 годы
    13. Разработка и принятие законодательных мер, предусматривающих экономические стимулы и льготы, повышающие заинтересованность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ 2007 - 2010 годы
    14. Мониторинг и координация деятельности субъектов Российской Федерации по формированию и развитию системы дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности, доступных для молодой семьи Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2010 годы
    15. Разработка предложений по развитию инфраструктуры семейного досуга и отдыха Минобрнауки России, Рособразование, Федеральный институт развития образования, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2008 годы
    16. Разработка методических рекомендаций по повышению роли системы учреждений социального обслуживания семьи и детей в оказании помощи семьям в воспитании детей, включая создание групп "продленного дня" Минобрнауки России, Минздравсоцразвития РФ, ГНИИ семьи и воспитания 2007 - 2008 годы
    3. Развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи 1. Проведение ежегодного Всероссийского фестиваля клубов молодых семей Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2010 годы
    2. Создание системы информационного и научнометодического обеспечения и поддержки деятельности центров (клубов) молодой семьи, общественных организаций и объединений по работе с молодой семьей Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2010 годы
    3. Проведение мониторинга деятельности региональных и муниципальных центров (клубов) молодой семьи, общественных организаций и объединений по работе с молодой семьей Минобрнауки России, Рособразование 2008 - 2010 годы
    4. Создание типовой модели комплексного консультирования при клубах, общественных объединениях и центрах по основным вопросам жизнедеятельности молодых семей и ее распространение Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2008 годы
    5. Проведение конкурсов: - волонтерских проектов "Социальная поддержка молодой семьи"; - виртуальных сред коллективного взаимодействия по теме "Дом, быт, бюджет семьи"; - сайтов "Молодая семья и социальная политика", "Сознательное родительство"; - социальных проектов "Молодая семья, государство и общество" Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2010 годы
    4. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи 1. Разработка специальных программ подготовки к семейной жизни воспитанников интернатных учреждении и детских домов Минобрнауки России, Рособразование 2008 - 2009 годы
    2. Координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики вторичного сиротства Минобрнауки России, Рособразование 2007 - 2009 годы
    5. Содействие в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и социального благополучия 1. Анализ регионального опыта реализации жилищных программ в интересах молодых семей и подготовка методических рекомендаций по оптимизации жилищной политики Минобрнауки России, Росстрой России 2007 - 2008 годы
    2. Разработка предложений по совершенствованию ипотечных программ для молодых семей Минобрнауки России, Минрегионразвития России 2008 год

Предыдущая новость - О направлении Методических рекомендаций

Следующая новость - Об использовании налоговыми органами в контрольной работе писем МНС Республики Беларусь от 07.12.2006 N 4-3-6