О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до сведения, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительством Российской Федерации Постановлением от 27 сентября 2007 г. N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила).
- Несмотря на то, что ранее, после введения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" статьи 26.1 "Дистанционный способ продажи товаров", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 "О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товаров" уже обращала внимание территориальных органов Роспотребнадзора на необходимость повышения эффективности надзорных мероприятий в указанном сегменте потребительского рынка, их результативность не соответствовала той актуальности, которую проблема защиты прав потребителей приобрела в условиях активно развивающихся и все более входящих в практику повседневной жизни коммуникативных отношений, основанных в первую очередь на современных информационных технологиях. Поэтому с принятием новых Правил, подробно регламентирующих отношения между продавцом и покупателем при продаже товаров дистанционным способом, включая вопросы оказания связанных с этим услуг, Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации следует придать указанной работе более системный характер в целях обеспечения не только скорейшего приведения деятельности субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих дистанционную продажу товаров, в соответствие с требованиями вновь принятого нормативного правового акта, но и более действенного пресечения нарушений прав конкретных потребителей в ходе рассмотрения их жалоб и обращений.
- В этой связи в целях формирования единообразной правоприменительной практики в деле осуществления контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований, предъявляемых к организации деятельности по дистанционной продаже товаров, территориальным органам Роспотребнадзора необходимо обратить внимание на нижеследующее:
- 1. В соответствии с п. 8 Правил продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан обеспечить предоставление необходимой информации в объеме, предусмотренном указанной нормой, которая в контексте соответствующих требований ст. 8 и ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должна доводиться в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или доводиться иными способами, обеспечивающими полное соблюдение указанных требований.
- 2. Обязанность продавца по доведению до потребителя в письменной форме информации, предусмотренной п. 9 Правил, реализуется им только в момент доставки товара.
- 3. Пункт 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров.
- На практике такого рода факты имеют место быть при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда потребителю при получении заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т.п., в отделениях связи предлагают производить доплату, после чего при вскрытии почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем (полностью или частично) не заказывались.
- Несоблюдение продавцами вышеназванных пунктов Правил может служить основанием для их привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце), по ст. 14.7 КоАП РФ .
- При этом в любом случае несоблюдение продавцами этих или каких-либо иных пунктов Правил дает основания для применения к виновному лицу ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров".
- Следует иметь также в виду, что продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров, что может быть сопряжено с введением потребителя в заблуждение, в том числе через представителей продавца - участников процесса исполнения договора купли-продажи, осуществляющих, в частности, доставку и передачу товара, в связи с чем подпункт к) п. 9 Правил предусматривает обязанность продавца предоставлять потребителю среди прочего сведения о конкретном лице, которое будет выполнять соответствующую работу (услугу).
- В этой связи при осуществлении мероприятий по контролю, связанных с защитой нарушенных прав потребителей, следует обращать внимание на соблюдение продавцом требований, предъявляемых вышеуказанным пунктом Правил, в полном объеме.
- Также необходимо отметить, что п. 5 Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
- С учетом данного обстоятельства следует, в частности, иметь в виду, что ограничения, введенные данным пунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
- Соответствующие нарушения положений пункта 5 Правил могут среди прочего определять состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
- В ходе рассмотрения обращений граждан с жалобами на нарушения их потребительских прав при продаже дистанционным способом технически сложных товаров следует особое внимание обращать на то, что продавец наряду с исполнением обязанности, предусмотренной абзацем 4 п. 25 Правил, должен согласно п. 3 Правил сообщить потребителю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.
- При установлении подобных фактов несоблюдение продавцом указанного требования Правил может определять для него состав административного правонарушения, предусмотренного не только ст. 14.15 КоАП РФ, но и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
- В целом же следует учитывать, что Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются к продаже товаров с использованием автоматов и в отношении выполнения работ (услуг), не связанных с продажей товаров дистанционным способом.
- Принимая во внимание все вышеизложенное, а также то, что согласно п. 37 Правил контроль за их соблюдением возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальным органам Роспотребнадзора необходимо:
- 1. Осуществить в IV квартале 2007 года проведение мероприятий по контролю за соблюдением со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или образцом товара при заключении такого договора, соответствующих требований Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612;
- 2. При планировании мероприятий по контролю предусмотреть их проведение в первую очередь в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений в сети регионального (местного, кабельного) телевещания и в сети Интернет (всякого рода "телемагазины", "магазины TV-shop", "магазины на диване" и т.п.);
- 3. При выявлении нарушений соответствующих требований действующего законодательства, а также нарушений прав потребителей, которые могут носить системный характер, в рамках компетенции Роспотребнадзора принимать не только меры административного воздействия, но и предъявлять иски в суды о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- 4. При рассмотрении жалоб и обращений граждан, а также в ходе решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении того или иного виновного лица исходить из того, что требования потребителей имущественного характера согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению только в рамках гражданского судопроизводства и в административном порядке рассматриваться не должны, о чем следует в установленные сроки проинформировать потребителя;
- 5. В целях профилактической работы, направленной на предупреждение и пресечение нарушений прав потребителей при дистанционной продаже товаров, организовать в средствах массовой информации регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях законодательства о защите прав потребителей, связанных с утверждением Правительством Российской Федерации Постановления от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом".
- Обобщенную информацию о проделанной работе следует представить в Управление защиты прав потребителей Роспотребнадзора до 15 января 2008 года по форме, которая будет доведена дополнительно.
- Руководитель
- Г.Г.ОНИЩЕНКО