» » » Информационное письмо Росстрахнадзора от 05 июня 2008 года № 3119

Информационное письмо Росстрахнадзора от 05 июня 2008 года № 3119


Российская Федерация
Информационное письмо Росстрахнадзора от 05 июня 2008 года № 3119/03-04
О вопросах применения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принято
Федеральной службой страхового надзора
  1. Федеральной службой страхового надзора подготовлен обзор ответов на вопросы, наиболее часто возникающие у страховых организаций при применении Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  2. Указанные материалы подготовлены с учетом позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
  3. Руководитель
  4. И.В.ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ
Приложение
к Информационному письму от 05 июня 2008 года № 3119/03-04
Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  1. Вопрос 1
  2. Должна ли страховая организация осуществлять идентификацию каждого клиента страховой организации независимо от суммы уплачиваемой им страховой премии по договору страхования.
  3. Ответ
  4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона).
  5. При этом закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от характера и размера совершаемых операций, а также субъектного состава лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.
  6. Состав сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (в том числе страховой организации), установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
  7. Одновременно необходимо учитывать, что Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
  8. Вопрос 2
  9. Необходимо ли на каждого клиента страховой организации оформлять анкету клиента, если клиента можно идентифицировать по тем данным, которые указаны в страховых документах.
  10. Ответ
  11. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций (в том числе страховых организаций) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона), систематически обновлять информацию о клиентах, а также определен перечень сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
  12. Кроме того, Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункт 1 статьи 7 Федерального закона).
  13. Обращаем особое внимание, что в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 мерам, пунктом 1.3 статьи 7 Федерального закона установлены дополнительные обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление особого режима работы с иностранными публичными должностными лицами и их родственниками.
  14. При этом необходимо разделять обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
  15. Порядок проведения идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также документального фиксирования информации (в том числе полученной в результате идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции) в соответствии с положением статьи 7 Федерального закона должен содержаться в правилах внутреннего контроля, рекомендации по разработке которых утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р (далее - Рекомендации Правительства РФ), а также Приказом Комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 104 (далее - Приказ КФМ России от 11.08.2003 N 104).
  16. Так, в частности, при разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составления документа, рекомендованная форма которого приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям, утвержденным Приказом КФМ России от 11.03.2003 N 104. Предлагаемая форма анкеты, по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), позволяет организации не только изучить своего клиента, но и структурировать необходимые сведения о клиенте и его деятельности.
  17. Вместе с тем, учитывая, что указанные рекомендации носят ненормативный характер, при разработке правил внутреннего контроля по вопросам идентификации и изучения своих клиентов организация вправе определять самостоятельно порядок, в том числе форму, документального фиксирования и хранения информации в целях исполнения требований Федерального закона.
  18. Вопрос 3
  19. На какой стадии страховой организации необходимо осуществлять проверку клиентов на возможное участие в террористической и экстремистской деятельности, на стадии заключения договора страхования или стадии осуществления страховой выплаты.
  20. Ответ
  21. В числе программ осуществления внутреннего контроля, разработка и реализация которых в соответствии с Рекомендациями Правительства РФ должны быть предусмотрены в правилах внутреннего контроля, должна быть предусмотрена программа оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
  22. В рамках реализации данной программы необходимо устанавливать наличие в отношении организации или физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо о том, что юридическое лицо прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо о том, что физическое или юридическое лицо действует от имени или по указанию таких организаций или лица.
  23. В соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27, Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень), а также вносимые в него изменения доводятся Росфинмониторингом до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.
  24. По согласованию с Федеральной службой страхового надзора (далее - Росстрахнадзор) Росфинмониторинг предоставляет Росстрахнадзору специальный код доступа к Перечню, размещенному на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, для доведения его до страховых организаций.
  25. Учитывая, что Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, формируемый Росфинмониторингом, регулярно обновляется, по мнению Росфинмониторинга, проверка должна проводиться дважды, как на стадии становления договорных отношений, так и осуществления страховой выплаты.
  26. Вопрос 4
  27. Что является критерием для направления сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу: размер страховой премии, размер страховой суммы или размер страховой выплаты, а также является ли обязательным направление сведений по договорам имущественного страхования или страхования ответственности.
  28. Ответ
  29. В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4 пункт 1 статья 6 Федерального закона).
  30. В части, касающейся необходимости представления сведений по договорам имущественного страхования или страхования ответственности, полагаем необходимым обратить внимание на то, что операции, связанные с выплатой страхового возмещения физическому лицу или получением от него страховой премии по договорам имущественного страхования, прямо не предусмотрены Федеральным законом.
  31. Вместе с тем, в случае, указанном в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.
  32. Кроме того, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховой организации), возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, соответствующая информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона, независимо от того, относятся или относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.
  33. Вопрос 5
  34. Подлежит ли обязательному контролю получение от страхователя страховой премии в сумме свыше 600 000 рублей, если премия уплачивается в рассрочку в виде периодических страховых взносов, каждый из которых менее 600 000 рублей, и в какой момент возникает обязанность сообщить об операции: в момент, когда сумма взносов страховой премии, уплачиваемых страхователем, достигла 600 000 рублей либо в момент уплаты первого взноса такой страховой премии.
  35. Ответ
  36. В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 00 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4 пункта статьи 6 Федерального закона).
  37. В случае, если по условиям договора страховая премия уплачивается взносами и каждый из взносов не превышает порогового значения, установленного пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, а размер страховой премии по договору страхования жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения превышает ее, то соответствующая информация представляется следующим образом.
  38. Об общей сумме взносов в оплату страховой премии, достигших порогового значения, сообщается как об операции, подлежащей обязательному контролю. При этом в поле "Дополнительная информация" (реквизит 124 формы 3-СПД) сообщения об указанной операции необходимо указать общую сумму страховой премии по договору.
  39. Аналогичный подход следует использовать при представлении сведений об операциях по выплате физическому лицу страхового возмещения в случае, если они производятся несколькими платежами на сумму, меньшую порогового значения.
  40. При этом, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что указанные платежи осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом платеже информация представляется в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.
  41. Кроме того, следует отметить, что в случае, указанном в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы, на которую она совершается.
  42. Вопрос 6
  43. Подлежит ли обязательному контролю сделка по заключению договора страхования недвижимого имущества, если страховая стоимость этого имущества равна или превышает 3 000 000 рублей.
  44. Ответ
  45. Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами и иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру она является сделкой с недвижимым имуществом.
  46. В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
  47. Одновременно сообщаем, договор страхования недвижимого имущества не является сделкой с недвижимым имуществом, так как при этом не происходит установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
  48. Страхователь при установлении договорных отношений предъявляет страховщику документы, подтверждающие право пользования и/или владения и/или распоряжения объектом недвижимого имущества. При условии, что вышеуказанные документы позволяют получить необходимые сведения о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом, страховая организация в целях исполнения требований Федерального закона должна направить в Росфинмониторинг сведения об этой операции.
  49. Вопрос 7
  50. Что является критерием сделки с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (в размере 3 000 000 руб. и выше): стоимость застрахованного недвижимого имущества (страховая сумма) или размер страховой премии (которая является суммой сделки по договору страхования), в том числе, если страховая организация является арендатором недвижимого имущества.
  51. Ответ
  52. Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности, - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
  53. Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышающую ее.
  54. При этом, в случае оказания услуг по страхованию недвижимого имущества, суммой операции, подлежащей обязательному контролю и представлению сведений о ней в Росфинмониторинг, будет являться сумма сделки с недвижимым имуществом (т.е. стоимость застрахованного имущества).
  55. Кроме того, обращаем внимание, что договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее, также являются сделками, попадающими под обязательный контроль, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды (на дату заключения договора аренды).
  56. В случае если в договоре аренды недвижимого имущества указана общая сумма сделки, соответствующая размеру, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, при этом договор подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность представления в Росфинмониторинг информации возникает с момента государственной регистрации аренды недвижимого имущества.
  57. Вместе с тем, если в договоре аренды недвижимого имущества общая сумма сделки не указывается, при этом договор заключается на определенный срок и указывается размер разового арендного платежа, который не превышает размер порогового значения, то как только общий размер платежей достигнет порогового значения, у страховой организации возникает обязанность в соответствии с Федеральным законом представлять информацию о том, что сделка подлежит обязательному контролю.
  58. Подотчетная организация обязана направить сообщение в Росфинмониторинг с момента государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, поскольку организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. Если же вычислить срок, на который заключается договор аренды, невозможно, то сообщение должно быть направлено в установленном законом порядке по достижении пороговой суммы (3 000 000 руб.).
  59. Предлагаем страховым организациям при представлении сведений об операциях, которые по своему характеру соответствуют операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, но осуществляются платежами, которые меньше порогового значения (в частности, по внесению арендных платежей по договорам аренды недвижимого имущества, по внесению страховых премий, выплате страховых возмещений по договорам накопительного страхования) сохранить "накопительный подход", не используя при этом принцип замены ранее представленных сведений.
  60. В целях однозначного понимания страховыми организациями требований Федерального закона и их надлежащего исполнения рекомендуем вопрос о представлении в уполномоченный орган сведений о договорах аренды недвижимого имущества рассматривать отдельно от вопроса о представлении информации по договорам страхования недвижимого имущества.
  61. Вопрос 8
  62. Вправе ли страховая организация представлять в Росфинмониторинг неполный перечень идентификационных сведений о страхователях (застрахованных), если она не имеет возможности в силу технологии продаж получать исчерпывающий перечень идентификационных сведений о страхователях (например, полисы по массовым видам страхования выдаются через агентскую сеть на основании устных заявлений страхователей).
  63. Ответ
  64. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, возложены обязанности по идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и установлению идентификационных данных как в отношении физических, так и юридических лиц; установлению и идентификации выгодоприобретателей; систематическому обновлению информации о клиентах, выгодоприобретателях.
  65. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона также определен перечень сведений, подлежащих установлению организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
  66. Сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Федеральным законом, в том числе идентификационные данные об участниках операций, подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона).
  67. В случае непредставления клиентом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с требованиями Федерального закона, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховая организация), вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона).
  68. Кроме того, обращаем внимание на то, что необходимо разделять обязанность организаций по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
  69. Вопрос 9
  70. Подлежат ли операции по внесению денежных средств, объем которых превышает 600 000 рублей, в уставный капитал страховой организации информированию уполномоченного органа.
  71. Ответ
  72. В соответствии с Федеральным законом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае, если она соответствует одновременно двум условиям: в частности, сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в статье 6 Федерального закона, в том числе внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
  73. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом, вне зависимости от ее суммы, подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
  74. В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  75. Вопрос 10
  76. Является ли открытие страховой организацией депозитного счета и заключение договора банковского вклада (депозита), в том числе с целью размещения страховых резервов основанием для информирования об этом Росфинмониторинга.
  77. Ответ
  78. Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, и критерии определения таких операций приведены в статье 6 Федерального закона. При этом возникновение у организаций соответствующих обязанностей, в том числе по отнесению какой-либо операции (сделке) к операциям, подлежащим обязательному контролю, в частности, зависит от вида проводимой операции (сделки).
  79. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
  80. В том случае, если размещение денежных средств во вклад (на депозит) осуществляется с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме, такие операции также будут подлежать обязательному контролю в целях Федерального закона.
  81. Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
  82. Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производилась с момента их открытия, с размещением денежных средств во вклад (на депозит) осуществляемое с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, а также если открытие вклада (депозита) осуществляется в пользу третьих лиц с целью размещения в него денежных средств в наличной форме.
  83. В рамках реализации требований Федерального закона организации, относящиеся к категориям организаций, перечисленным в статье 5 Федерального закона, обязаны представить в Росфинмониторинг сведения не только по операциям, которые попадают под признаки обязательного контроля, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона по тем операциям клиента, в отношении которых у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  84. Вопрос 11
  85. Просьба разъяснить процедуру и порядок информирования Росфинмониторинга об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом.
  86. Ответ
  87. В соответствии со статьей 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям.
  88. Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона, в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции (вне зависимости от ее суммы) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
  89. При этом соответствующая информация должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций.
  90. Единый формат представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе и страховыми организациями), информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании программ реализации осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; а также каналы связи, для передачи информации установлены "Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86.
  91. Одновременно отмечаем, что порядок представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом, установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245.
  92. Вопрос 12
  93. Имеет ли страховая организация право предоставлять доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности страховым агентам и страховым брокерам.
  94. Ответ
  95. В соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27, Перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Росфинмониторингом до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в статье 5 Федерального закона, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.
  96. Учитывая изложенное, нормативными правовыми актами не предусмотрено право страховых организаций по предоставлению доступа к Перечню страховым агентам и страховым брокерам.
  97. Вопрос 13
  98. Имеет ли страховая организация право считать при заключении договора страхования в рамках соблюдения нормы закона, изложенной в пункте 10 статьи 7 Федерального закона днем совершения "операции с денежными средствами или иным имуществом" получение страховой премии от страхового агента или страхового брокера.
  99. Ответ
  100. В статье 6 Федерального закона содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю и сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг.
  101. В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.
  102. Таким образом, обязательному контролю подлежат операции по выплате физическому лицу страхового возмещения или получению от него страховой премии на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, в случае если они осуществляются по какому-либо из видов накопительного страхования (в том числе по страхованию жизни) и пенсионного обеспечения.
  103. При этом днем совершения операции по получению страховой премии является момент непосредственного поступления страховой премии или первого страхового взноса на расчетный счет или в кассу страховщика.
  104. Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции (в том числе, связанные с получением страховой премии), за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
  105. Вопрос 14
  106. Должно ли проходить предварительную подготовку специальное должностное лицо, ответственное за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и где такую подготовку можно пройти.
  107. Ответ
  108. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются требования о прохождении обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  109. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 N 1989-р создана автономная некоммерческая организация "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга", одной из задач которого является подготовка специалистов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  110. По вопросам проведения учебных семинаров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуем обращаться в указанный центр, расположенный по адресу: 119017, г. Москва, ул. Старомонетный пер., д. 31, стр. 1 (контактный телефон: (495) 950-30-65; факс: (495) 950-30-65).
  111. Вопрос 15
  112. Кого, при заключении страхователем договора страхования в отношении другого лица (застрахованного, выгодоприобретателя), страховая организация должна считать лицом, находящимся на обслуживании (клиентом)? Являются ли клиентами страховые агенты, страховые брокеры, страховые организации (перестраховщики, перестрахователи, состраховщики)?
  113. Ответ
  114. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.
  115. При этом Федеральный закон не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.
  116. По мнению Росфинмониторинга, к лицам, находящимся на обслуживании (клиентам), в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховой организации), следует относить лиц, вступающих с организацией в обязательственные отношения, при дальнейшей реализации которых у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховой организации), возникают обязанности, предусмотренные Федеральным законом.
  117. Одновременно необходимо учитывать, что Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона).
  118. При этом необходимо разделять обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
  119. Вопрос 16
  120. Может ли специальным должностным лицом, ответственным за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, быть лицо, не являющееся сотрудником организации и необходимо ли уведомлять Росфинмониторинг о смене специального должностного лица и, если необходимо, то какие документы должны быть представлены.
  121. Ответ
  122. В нормативных правовых актах в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не содержится норм, запрещающих специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, работать в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, по совместительству, а также совмещать иные должностные обязанности.
  123. Кроме того, действующие нормативные правовые акты также не содержат норм, указывающих на необходимость уведомления Росфинмониторинга в связи со сменой специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Предыдущая новость - О доведении письма МПР РФ от 29.05.2007 N 02-14-44

Следующая новость - О разъяснении полномочий органов местного самоуправления при принятии решений о развитии застроенных территорий