О торгах на товарных биржах товарами предприятий-монополистов
- Принято
- Федеральной службой по финансовым рынкам
- В связи с выходом на товарные биржи некоторых предприятий-монополистов, а также предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, ФСФР России считает необходимым довести до сведения участников рынка следующую позицию.
- Товарные биржи являются организованными товарными площадками, на которых должны формироваться справедливые рыночные цены на биржевые товары. Со стороны биржи это условие будет выполняться при соблюдении и строгом следовании технологии и правилам проведения торгов, а также обеспечении необходимых конкурентных условий сторон - как покупателей, так и продавцов.
- Организация торгов товарами предприятий-монополистов (при формальном соответствии их деятельности требованиям законодательства) зачастую не обеспечивает реализацию условий для формирования конкурентных рыночных цен. В ряде случаев это может провоцировать существенный рост цен.
- При этом попытки бирж устанавливать предельные границы цен в целях предупреждения их необоснованного роста приводят к нарушению действующего законодательства о товарных биржах.
- ФСФР России полагает, что биржевые торги продукцией товаропроизводителей-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, не всегда возможно признать рыночными.
- В этой связи ФСФР России считает необходимым обратить внимание участников рынка на следующее. Статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) предусмотрены критерии доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, причем данные критерии распространяются в том числе на группу лиц. В частности, одним из критериев доминирования, согласно пункту 3 указанной статьи, является тот факт, что "рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц". Кроме того, статьей 6 Закона определены критерии монопольно высокой цены товара, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. В частности, одним из критериев монопольно высокой цены согласно части 2 пункта 1 статьи 6 Закона является превышение ею "суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли". В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона "установление, поддержание монопольно высокой цены" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, запрещается.
- При этом Закон не содержит исключений для случаев формирования в ходе биржевых торгов цен на продукцию предприятий-монополистов, либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте.
- Товарная биржа в данных условиях может оказываться фактическим механизмом, способствующим установлению предприятиями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен, что в иных случаях попадало бы под запрет действующего законодательства Российской Федерации. Данная ситуация может быть оценена как уклонение от норм Закона и использование бирж в качестве механизма, обслуживающего сомнительные с правовой точки зрения схемы реализации товаров. Это ставит под угрозу работу товарных бирж как рыночных институтов.
- При этом в некоторых случаях действия товарной биржи, в ходе биржевых торгов на которой происходит существенное изменение цен на товары предприятий, занимающих доминирующее положение, могут быть рассмотрены как нарушение законодательства о защите конкуренции, например, как согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
- В то же время, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317, контроль за соблюдением организациями антимонопольного законодательства и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства не входят в перечень полномочий, осуществляемых ФСФР России.
- В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" ФСФР России вправе принять решение об аннулировании выданной товарной бирже лицензии или приостановлении ее действия, если товарная биржа нарушает законодательство.
- В связи с вышеизложенным ФСФР России считает целесообразным обратить внимание товарных бирж, осуществляющих организацию биржевой торговли товарами предприятий-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, на необходимость отражения в Правилах биржевой торговли мер по контролю над процессом ценообразования, позволяющих предотвратить необоснованные изменения цен на указанные товары, а также на необходимость соблюдения участниками торгов правил биржевой торговли.
- В.Д.МИЛОВИДОВ