О земельном налоге
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.2008 N 03-05-04-01/27 по вопросу о применении норм статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении являющихся федеральной собственностью земельных участков, находящихся в пользовании ОАО "Российские железные дороги".
- Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 июля 2008 г. N 03-05-04-01/27
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.2008 N 03-05-05-01/51 по земельному налогу.
- Заместитель директора Департамента
- С.В.РАЗГУЛИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 июля 2008 г. N 03-05-05-01/51
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении норм статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и с учетом заключения ФНС России сообщает.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
- Статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) установлено, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 29-ФЗ.
- Согласно статье 4 Федерального закона N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Федеральный закон N 153-ФЗ), действовавшей до начала проведения приватизации организаций железнодорожного транспорта, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
- Таким образом, согласно Федеральному закону N 29-ФЗ, а также Федеральному закону N 153-ФЗ указанные земли отнесены к федеральным землям.
- В этой связи отмечаем, что пунктом 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
- Кроме того, статьей 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) определено, что открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия.
- Исполнение обязанности по уплате налогов при реорганизации юридического лица установлено статьей 50 Налогового кодекса, на основании которой обязанность по уплате земельного налога реорганизованного юридического лица должна исполняться его правопреемником (правопреемниками).
- В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется. При этом юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки до 1 января 2010 года (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
- Поэтому в случае реорганизации за правопреемником сохраняется право пользования земельным участком (то есть передается право пользования земельным участком на тех же условиях) с последующим правом выкупа в собственность или оформлением права пользования на условиях аренды земельных участков, предоставленных реорганизованным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.
- Согласно принятому только в 2006 году Правительством Российской Федерации Постановлению от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264) пользование федеральными землями осуществляется на основании договора аренды, предусматривающего передачу земельного участка ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет.
- Обращаем также внимание, что на основании положения пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса не признаются налогоплательщиками, в частности, организации - в отношении переданных им по договору аренды земельных участков. Следовательно, основанием для применения пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса являются договоры аренды, предусматривающие передачу являющихся федеральной собственностью земельных участков ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет, прошедшие государственную регистрацию.
- Учитывая изложенное, в силу статьи 20 Земельного кодекса, пункта 3 статьи 268 Гражданского кодекса, статьи 37 Федерального закона N 178-ФЗ в отношении являющихся федеральной собственностью земельных участков, указанных в статье 4 Федерального закона N 29-ФЗ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, перешедшими к ОАО "РЖД" в порядке правопреемства, сохраняется за акционерным обществом до переоформления этих прав на право аренды земельными участками.
- Учитывая различную правоприменительную практику налогообложения в субъектах Российской Федерации в отношении находящихся в пользовании ОАО "РЖД" федеральных земель, считаем, что земельный налог за период, начиная с 1 января 2005 года, по нашему мнению, должен уплачиваться с учетом нижеследующего:
- - если договоры аренды на земельные участки не заключены, то земельный налог уплачивается;
- - если земельный налог уплачивался, а договор аренды заключен с 1 января 2005 года, то поступившие в бюджет платежи по земельному налогу могут быть возвращены ОАО "РЖД" по решению суда;
- - если земельный налог не уплачивался и ОАО "РЖД" заключило договор аренды на земельный участок с 1 января 2005 года, то земельный налог не взимается за прошедшие налоговые периоды;
- - если есть решение суда об уплате земельного налога, то налог уплачивается до даты заключения договора аренды на земельный участок.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента
- И.В.ТРУНИН