О земельном налоге
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2008 N 03-05-04-02/39 по вопросу о налогообложении в 2004 - 2005 гг. земель, предоставленных муниципальным предприятиям для размещения парков, и письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2008 N Д23-152 по вопросу об определении понятия "земли общего пользования населенных пунктов".
- Доведите указанные письма до нижестоящих налоговых органов.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 июля 2008 г. N 03-05-04-02/39
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма о налогообложении в 2004 - 2005 гг. земель, предоставленных муниципальным предприятиям для размещения парков, и сообщает следующее.
- В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (утратил силу) земли общего пользования населенных пунктов освобождались от налогообложения земельным налогом.
- Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
- На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
- Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
- Учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, перечень земель общего пользования является открытым. В то же время к ним отнесены только земли, не подлежащие приватизации.
- Поэтому, по нашему мнению, к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К таким землям не относятся земли, предоставленные в частную собственность.
- При этом полагаем, что если такие земельные участки, занятые вышеуказанными объектами (в том числе парками), переданы государственным (муниципальным) организациям в пользование для содержания и обеспечения неограниченного доступа к таким объектам, то статус земель общего пользования за ними сохраняется.
- Одновременно обращаем внимание, что вопросы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе планировки территории, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
- Директор Департамента
- И.В.ТРУНИН
- МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 августа 2008 г. N Д23-152 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ"
- Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия "земли общего пользования населенных пунктов" и сообщает.
- Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
- Земельный кодекс не раскрывает понятия "другие объекты", расположенные на земельных участках общего пользования.
- В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) применяется термин "территории общего пользования", под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (пункт 12 статьи 1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в пункте 2 части 4 статьи 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
- В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.
- В настоящее время пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
- В то же время пункт 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.
- По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения статьи 262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
- Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.
- Директор
- Департамента недвижимости
- А.И.ИВАКИН