Письмо ФНС от 31 октября 2008 года № ШС-6-3/787@
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 13.10.2008 N 03-05-04-01/32 по вопросу порядка применения ставок налога на имущество физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 октября 2008 г. N 03-05-04-01/32
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения ставок налога на имущество физических лиц в отношении физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы, и сообщает следующее.
- В силу пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) специальные налоговые режимы, установленные Кодексом, могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
- Так, согласно пункту 3 статьи 346.1, пункту 3 статьи 346.11 и пункту 4 статьи 346.26 Кодекса применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения или системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
- Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
- Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
- При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения ( статья 2 Закона).
- На основании пункта 1 статьи 3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах.
- Таким образом, Законом не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество. При этом освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением специальных налоговых режимов не влечет исключение указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу.
- Пунктом 3 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" определено, что под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (пункт 3).
- В связи с этим из положений Закона и Инструкции МНС России следует, что ставки налога на имущество физических лиц должны определяться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
- Между тем при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения, необходимо учитывать, что представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям ( пункт 1 статьи 3 Закона).
- В связи с этим, если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества.
- В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего физическому лицу, инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается.
- Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.
- В этом случае инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, учитывается при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу, независимо от того, что у физического лица отсутствует обязанность по уплате налога в отношении данного нежилого помещения в связи с применением специальных налоговых режимов.
- Директор Департамента
- И.В.ТРУНИН