О налогообложении членов общин коренных малочисленных народов Севера
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам, касающимся налогообложения доходов членов общин коренных малочисленных народов Севера, и сообщает следующее.
- На основании статьи 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) семейными (родовыми) общинами малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
- Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. Деятельность общин носит некоммерческий характер (статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ).
- В соответствии со статьей 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации. При этом особого порядка налогообложения прибыли некоммерческих организаций, образованных в виде Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, главой 25 Кодекса не предусмотрено, в связи с чем при формировании налоговой базы в целях налогообложения прибыли нет необходимости учитывать отдельно доход, полученный от традиционных и нетрадиционных видов деятельности.
- Федеральным законом N 104-ФЗ не определен перечень традиционных видов деятельности, но приводятся понятия "традиционное хозяйствование" и "традиционные промыслы". В этой связи целесообразно использовать нормы, содержащиеся в законодательных актах, посвященных конкретным видам природопользования.
- В частности, статьей 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) определены участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, к которым относятся оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений.
- В статье 21 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" указывается на то, что в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера образ жизни, занятость и экономика традиционно основываются на промысле живых ресурсов.
- В пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) определены виды рыболовства, осуществляемые гражданами и юридическими лицами, в том числе рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
- Кроме того, в разделе 1 Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (далее - Федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2001 N 564, приведен примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводство; охотничий и морской зверобойный промысел; рыболовство; клеточное звероводство; промысел полевой пушнины; добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя).
- На основании изложенного можно заключить, что под традиционными отраслями хозяйствования (промысла) коренных малочисленных народов Российской Федерации подразумеваются виды деятельности, осуществляемые в рамках традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
- Ввиду отсутствия законодательно утвержденного перечня традиционных отраслей хозяйствования, которыми занимаются семейные общины коренных малочисленных народов Севера, ФНС России полагает, что налоговые органы для целей налогообложения вправе относить к традиционным те отрасли хозяйствования, которые поименованы в статье 10 Федерального закона N 49-ФЗ, в пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 166-ФЗ, в разделе 1 Федеральной целевой программы, а также в Разделе А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" и Разделе В "Рыболовство, рыбоводство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)), а именно:
- 01.12.32 Сбор лесных грибов и трюфелей;
- 01.13.24 Сбор плодов, ягод и орехов, в том числе дикорастущих;
- 01.25.4 Разведение оленей;
- 01.50 Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях;
- 02.01.2 Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;
- 05.01.12 Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах и внутренних морских водах несельскохозяйственными товаропроизводителями;
- 05.01.22 Вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах несельскохозяйственными товаропроизводителями.
- Согласно пункту 4.1 Устава семейной общины коренных малочисленных народов Севера "Сородичи" воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания членов общины малочисленных народов. Источником формирования имущества общины в денежной и иных формах являются: имущество, переданное членами общины в качестве вклада при организации общины; доходы, получаемые от собственности общины; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы от предпринимательской деятельности; другие поступления.
- Высшим органом управления общины является общее собрание членов общины (пункт 5.1.1 Устава), при этом избираемый общим собранием Совет общины является постоянно действующим коллегиальным органом управления общины. К компетенции Совета общины, в частности, относится решение таких вопросов, как прием и исключение из членов общины; определение количества работников, привлекаемых общиной по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда; определение размера имущества или его стоимости, получаемой членами общины в случае ликвидации (пункты 5.2.1 и 5.2.2 Устава).
- Пунктом 6.5 Устава предусмотрено, что доходы общины, получаемые от продажи излишков продуктов традиционного хозяйствования и от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонд общины для осуществления расчета с кредиторами и выплат членам общины. Кроме того, средства общины могут использоваться на оплату труда аппарата общины и лиц, сотрудничающих с общиной по гражданско-правовым договорам, поощрение членов общины, а также для других целей, необходимых для обеспечения уставной деятельности общины.
- На основании положений пункта 16 статьи 217 Кодекса и подпункта 6 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом доходы в виде выплат членам зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемых от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
- Вместе с тем из письма следует, что все члены общины, включая АУП, получают заработную плату согласно штатному расписанию, из чего можно сделать вывод, что общиной заключены трудовые договора с членами общины.
- В этом случае доходы, получаемые членами общины в виде оплаты труда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН