О применении отдельных нормативных актов Банка России
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков и сообщает следующее.
- Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает возможность для взыскателя и судебного пристава-исполнителя предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в банк должника (статьи 8 и 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
- Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" определяют порядок осуществления расчетов инкассовыми поручениями, направляемыми банками-эмитентами в исполняющие банки. Данные нормативные акты Банка России не регулируют порядок осуществления безналичных расчетов при поступлении исполнительного документа в банк должника непосредственно от взыскателя или судебного пристава-исполнителя и тем самым не могут вступать в противоречие с нормами статьи 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и не требуют вследствие этого изменения.
- Обращаем внимание что в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" отсутствует обязанность для Банка России установить специальные нормы, предусматривающие порядок безналичных расчетов при осуществлении исполнительного производства.
- Вместе с тем полагаем, что отсутствие специального правового регулирования со стороны Банка России не препятствует исполнению норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", действующих непосредственно.
- Так, в соответствии с частью 2 статьей 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
- Кроме того, если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме .
- В целях исполнения кредитной организацией требований, установленных статьей 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве", при поступлении в банк должника - физического лица исполнительного документа инкассовое поручение должно быть оформлено банком к тому счету должника - физического лица, на котором имеются денежные средства, достаточные для полного исполнения требования о взыскании денежных средств, содержащегося в исполнительном документе (далее - требование).
- В случае недостаточности денежных средств для исполнения требования в полном объеме банком оформляются инкассовые поручения к счетам должника на сумму денежных средств, имеющихся на каждом из счетов. При этом общая сумма денежных средств, указанных в инкассовых поручениях, не может превышать сумму требования.
- Данный подход исключает необходимость ведения картотеки неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица.
- Неисполненные или частично исполненные исполнительные документы учитываются внесистемно.
- Порядок внесистемного учета неисполненных или частично исполненных исполнительных документов определяется кредитной организацией самостоятельно.
- Доводы о невозможности банка должника самостоятельно составить инкассовое поручение на основании исполнительного документа и предъявить его к счету должника не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос ранее был предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации.
- Так, в соответствии с Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 N КАС05-471 статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" не предусматривает обязанность взыскателя представлять инкассовые поручения либо уполномочивать кого-либо на их составление от его имени, что неизбежно влечет за собой необходимость сообщить уполномоченному лицу все сведения, требуемые для выполнения данного поручения, включая номер счета должника.
- Банк или иная кредитная организация, имеющие своим клиентом должника, в силу статей 5 и 6 названного Федерального закона 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязаны выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, неисполнение таких требований при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа (пункт 3 статьи 6, статья 86 Федерального закона 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве").
- Следовательно, обязанность оформить действия, обеспечивающие исполнение, в том числе составить инкассовое поручение или другой расчетный документ, возложена непосредственно на банк.
- Данная правовая позиция подлежит применению и в отношении статей 8 и 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
- Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Банке России проводится работа по совершенствованию правил безналичных расчетов, в том числе с учетом принятия Федерального закона "Об исполнительном производстве".
- Т.Н.ЧУГУНОВА