О земельном налоге
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65 по вопросу о применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей исчисления земельного налога.
- Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 22 октября 2008 г. N 03-05-04-02/65
- В Минфине России рассмотрено письмо по вопросу о применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей исчисления земельного налога и сообщает следующее.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
- Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
- Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
- При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных Постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
- Между тем отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Кодекса. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
- Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
- Кроме того, статьей 4 Кодекса органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
- В статье 5 Кодекса определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
- На основании изложенного считаем, что, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Кодекса. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 18-Г02-12.
- Вместе с тем при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные статьей 396 Кодекса обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.
- Учитывая изложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 17854/07, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 г. N А12-12852/06), полагаем, что при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органам следует применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода.
- С.Д.ШАТАЛОВ