О направлении обзора практики рассмотрения решений в порядке ведомственного контроля
- Принято
- Центральным таможенным управлением
- Направляю для использования в работе обзор практики рассмотрения Управлением в порядке ведомственного контроля решений, принятых таможенными органами, за 2008 год.
- Обзор подлежит доведению до сведения правовых отделов, структурных подразделений, реализующих функции таможенных органов по осуществлению ведомственного контроля, и начальников таможенных постов.
- И.о. заместителя
- начальника Управления -
- начальника правовой службы
- подполковник таможенной службы
- М.А. Малова
Приложение к письму Центрального таможенного управления от 31 декабря 2008 г. N 51-10/27320
- 1. Несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является основанием для невыпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации), в связи с чем отмене подлежит решение о выпуске товаров.
- На таможенном посту Новолипецкий металлургический комбинат Липецкой таможни ОАО "Н" был задекларирован товар "Двойная система измерения толщины полосы Radiometrine RM 200 EM", заявленный в товарной подсубпозиции 9022290000 ТН ВЭД России.
- При проведении документального контроля таможенным постом Новолипецкий металлургический комбинат на основании представленной декларантом копии санитарно-эпидемиологического заключения было принято решение о подтверждении соблюдения ОАО "Н" ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и условий выпуска товара, определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Товар был выпущен в свободное обращение.
- При проведении контроля после выпуска товаров из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдавшей санитарно-эпидемиологическое заключение, Липецкой таможней получена информация о том, что такое заключение на товар "Двойная система измерения толщины полосы Radiometrine RM 200 EM" не выдавалось.
- Таким образом, копия санитарно-эпидемиологического заключения, представленная при таможенном оформлении, не могла быть принята в качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- Липецкой таможней в порядке ведомственного контроля вынесено решение об отмене действия должностного лица таможенного поста Новолипецкий металлургический комбинат в части соблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при этом решение о выпуске не отменено.
- Вместе с тем соблюдение ограничений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 ТК России является одним из условий, необходимых для выпуска товаров, которое не было соблюдено, в связи с чем отмене подлежит решение о выпуске товаров.
- При проверке в порядке ведомственного контроля указанного выше решения Управлением была получена информация из Липецкой таможни о том, что в отношении ОАО "Н" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, арестован и размещен на складе ЛПЦ N 5 ОАО "Н".
- Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление изменило решение Липецкой таможни, вынесенное в порядке ведомственного контроля, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
- "Решение таможенного поста Новолипецкий металлургический комбинат Липецкой таможни о выпуске товара признать неправомерным и отменить".
- 2. Только не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить вышестоящий таможенный орган.
- На Белгородском западном таможенном посту Белгородской таможни ООО "С", являясь декларантом и получателем, оформило товар - шины резиновые пневматические новые с рисунком протектора "в елочку" для сельскохозяйственных транспортных средств 320/85 R34 и 320/90 R50. Заявленный декларантом код товара в соответствии с ТН ВЭД России 4011610000 (ставка ввозной таможенной пошлины 5%) был принят Белгородским западным таможенным постом. Выпуск товара осуществлен в соответствии с заявленным таможенным режимом.
- По результатам проверки на основании ст. 361 ТК России Белгородской таможней вынесено решение об отмене в порядке ведомственного контроля решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного ООО "С" классификационного кода товара.
- Основанием для отмены решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного классификационного кода товаров послужило то, что при контроле правильности классификации товара в ходе таможенного оформления Белгородским западным таможенным постом были нарушены положения писем ГТК России и ФТС России.
- Как следует из содержания ст. 412 ТК России, только не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа.
- В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 3 ТК России таможенное законодательство Российской Федерации состоит из ТК России и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
- Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Белгородской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного ООО "С" классификационного кода товара.
- 3. Отмена не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения в сфере таможенного дела (решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости, решение о принятии классификационного кода по ТН ВЭД и др.) не всегда влечет безусловную отмену решения о выпуске товаров.
- На Правобережном таможенном посту Липецкой таможни гражданином С в подсубпозиции 8705 90 9000 0 ТН ВЭД России был задекларирован товар "грузовой автомобиль разбрасыватель песка DAF XF 95 VIN XLRTE47XSOE587778". Товар был выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом (выпуск для внутреннего потребления).
- Липецкой таможней на основании ст. 361 ТК России была проведена проверка правильности классификации товаров после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
- По результатом проверки Липецкой таможней было вынесено решение об отмене в порядке ведомственного контроля решений Правобережного таможенного поста о подтверждении заявленного гражданином С классификационного кода товара по ТН ВЭД и о выпуске товара, после чего вынесены решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России N 10109000-28/08 и N 10109000-28/09.
- Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК России, при соблюдении условий, установленных ст. 149 ТК России.
- Решение о выпуске товара подлежит отмене, если по результатам ведомственного контроля установлен факт выпуска товаров при несоблюдении декларантом условий подпункта 2 пункта 1 ст. 149 ТК России, выразившихся в непредставлении в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо в представлении недействительных (поддельных, аннулированных) документов.
- ТК России предусматривает возможность принятия новых решений в сфере таможенного дела после отмены неправомерного решения без отмены решения о выпуске товаров. В данном случае изменение классификационного кода товара не повлекло за собой несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Таким образом, решение Липецкой таможни об отмене выпуска товара вынесено в нарушение ст. 149 ТК России.
- Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление изменило решение Липецкой таможни, вынесенное в порядке ведомственного контроля, исключив из резолютивной части отмену решения о выпуске товара.
- 4. Недопустимо в качестве основы для расчета таможенной стоимости использовать документально не подтвержденные сведения.
- На таможенную территорию Российской Федерации ООО "К-А" ввезены и задекларированы товары: заслонки дроссельные, используемые для котельных и водоснабжения, и обратные двухтарельчатые клапаны. В процессе проведения таможенного оформления Павелецким таможенным постом Московской южной таможни было принято решение об уточнении таможенной стоимости товаров.
- Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.
- По результатам проведенного таможенного контроля Московской южной таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости.
- Процедура контроля таможенной стоимости товаров Московской южной таможней была осуществлена в соответствии с Положением о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.
- Таможенная стоимость товаров была определена и принята Московской южной таможней по резервному методу.
- Однако в ДТС-2 в качестве основного документа, представленного в подтверждение приводимых в ней сведений, указано пояснение лица, в то время как в данных пояснениях такое подтверждение отсутствует. В графе 11 ДТС-2 в качестве основы для расчета использованы документально не подтвержденные сведения.
- Таким образом, решение о принятии таможенной стоимости товаров Московской южной таможней принято с нарушением п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
- Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Московской южной таможни о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "К-А".
- 5. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей на основании пункта 1 статьи 355 ТК России производится, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и представлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены.
- В рамках контракта, заключенного ОАО "А" (Россия) с ОАО "Ч" (Украина), в 2007 году поставлялся товар - ткань кордная для шин из высокопрочных капроновых нитей (код ТН ВЭД 5902109000).
- ОАО "А" на Железногорском таможенном посту Курской таможни в период с июня по сентябрь 2007 года производилось таможенное оформление указанного товара по 12 ГТД с уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
- 24.04.1998 в г. Киеве во исполнение принципов, предусмотренных Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Ашгабадское Соглашение), подписанным в г. Ашгабаде 23.12.1993, было заключено Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о производственной кооперации (далее - Киевское Соглашение). Согласно ст. 2 Киевского Соглашения номенклатура и объемы кооперированных поставок, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эти поставки, определяются на соответствующий год Протоколом между Сторонами, являющимся неотъемлемой частью Киевского Соглашения. Товары (услуги), поставляемые по производственной кооперации, включаемые в протоколы к Киевскому Соглашению, не будут облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами - ст. 3 Киевского Соглашения.
- Так как на момент таможенного оформления товара в Курской таможне Протокол между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины подписан не был, льгота по уплате НДС ОАО "А" не предоставлялась.
- Позднее ФТС России направила в Курскую таможню список ввозимых на таможенную территорию РФ товаров в соответствии с Ашгабадским Соглашением (далее - Список), после чего Курской таможней было принято решение о возврате ОАО "А" излишне уплаченного НДС по 12 ГТД.
- Вместе с тем в соответствии с пунктами 1, 2 Порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Ашгабадским Соглашением, утвержденного приказом ГТК России от 24.12.98 N 870 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Ашгабадским Соглашением", таможенное оформление производится в соответствии со списками товаров, зарегистрированными и направленными ФТС России в таможенный орган, производящий таможенное оформление, только по номенклатуре и в количествах, предусмотренных списками.
- Список ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров в соответствии с Протоколом между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поставках по производственной кооперации в 2007 году от 22.06.2007 был зарегистрирован ФТС России 28.08.2007 и поступил в Курскую таможню 06.09.2008. Выпуск товаров по вышеуказанным ГТД был осуществлен в период с 28.06.2008 по 05.09.2008.
- При этом в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057, ОАО "А" в графе 36 "Преференция" ГТД в позиции 4 "налог на добавленную стоимость" проставило букву "О", следовательно, в отношении декларируемых товаров не запрашивало преференции, льготы или особенности по уплате таможенных платежей.
- Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 131 ТК России, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
- Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей на основании пункта 1 статьи 355 ТК России производится только в случае, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и представлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены.
- Таким образом, у Курской таможни отсутствовали правовые основания для возврата НДС ОАО "А".
- Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Курской таможни о возврате ОАО "А" денежных средств.