О полномочиях в части государственной кадастровой оценки земель
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Анализ организации государственной кадастровой оценки земель на уровне субъектов Российской Федерации в 2007 - 2008 годах показал, что ряд муниципальных образований выступают заказчиками и финансируют оценочные работы, что не соответствует нормам законодательства Российской Федерации.
- Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
- В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
- Организация проведения государственной кадастровой оценки земель является функцией по оказанию государственных услуг и относится к компетенции Роснедвижимости в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" и от 12.06.2008 N 456 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", с 1 марта 2009 года - к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" определено, что работы по государственной кадастровой оценке земель выполняются на основе консолидации средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), определено, что заказчиками государственной кадастровой оценки земель выступают:
- - Российская Федерация в лице соответствующего территориального органа Роснедвижимости, в случае если финансирование осуществляется за счет федерального бюджета;
- - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае финансирования работ за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
- Участие органов местного самоуправления в организации проведения государственной кадастровой оценки земель федеральным законодательством не предусмотрено.
- Органы местного самоуправления на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий и финансировать работы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. При этом на основании п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
- Кроме того, Роснедвижимость обращает внимание, что в соответствии с п. 6 Административного регламента формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков осуществляется в субъекте Российской Федерации в целом.
- Пунктом 9 Административного регламента установлено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Технология работ по государственной кадастровой оценке земель в соответствии с методическими документами предусматривает проведение оценочных мероприятий одновременно на всей территории субъекта Российской Федерации, что обеспечивает получение сопоставимых показателей и является одним из главных принципов оценки для целей налогообложения.
- В связи с изложенным Роснедвижимость полагает, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель за счет средств муниципальных бюджетов, а также в границах отдельных муниципальных образований, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, не соответствует нормам законодательства Российской Федерации.
- При проведении предварительной проверки ранее выполненных работ и выявлении указанных нарушений действующего законодательства Российской Федерации Управлению Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации надлежит уведомить заказчика работ о данных нарушениях, а также о невозможности предоставления отчетных материалов для проведения проверки в центральный аппарат Роснедвижимости и последующего представления результатов государственной кадастровой оценки земель на утверждение соответствующему органу исполнительной власти.
- Роснедвижимость просит территориальные органы руководствоваться указанной позицией, а также в установленном порядке довести изложенную выше позицию по вопросу организации государственной кадастровой оценки земель на территории субъекта Российской Федерации до исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
- Заместитель руководителя
- М.В.ПРОХОРОВ