О применении Федерального закона N 115-ФЗ
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ
- Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России рассмотрел запрос и сообщает, что Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями давать толкование по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента по вопросам, относящимся к его компетенции, которое не является официальным толкованием Федерального закона.
- На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона кредитные организации, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.
- При этом обязанность по направлению в уполномоченный орган вышеуказанных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, распространяется как на подлежащие обязательному контролю операции клиентов кредитных организаций, так и на подлежащие обязательному контролю операции самих кредитных организаций.
- В соответствии с позицией Департамента, изложенной в Информационном письме от 29.08.2003 N 4 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона для целей отнесения операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию со счета (вклада) юридического лица к операциям, подлежащим обязательному контролю, в качестве одного из критериев указывает на их совершение по банковским счетам (вкладам) юридического лица (то есть счетам, открытым на основании договора банковского счета (вклада)).
- Полагаем, что обязательному контролю подлежат не данные учета операций в балансе кредитной организации, а сами операции, совершенные по счетам, открытым на основании договора банковского счета (банковского вклада).
- При этом, по мнению Департамента бухгалтерского учета и отчетности, номера балансовых счетов, применяемых кредитными организациями в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" для бухгалтерского учета тех или иных операций, не могут быть использованы в качестве основного критерия при решении вопроса об отнесении совершенных кредитной организацией операций к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом. При решении указанного вопроса в первую очередь следует руководствоваться характером и экономическим содержанием совершаемых операций, а также их размером и иными критериями отнесения совершаемых операций к операциям, подлежащим обязательному контролю, установленными Федеральным законом.
- Заместитель Директора
- А.В.ОДИНЦОВ