О налогообложении финансовых средств, выделяемых через ГОТС
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и дополнение к нему по вопросу о порядке налогообложения с 2009 года финансовых средств, выделяемых Федеративной Республикой Германией на реализацию мероприятий по поддержке российских немцев через Германское общество по техническому сотрудничеству, и сообщает следующее.
- Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
- Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе организациям - получателям безвозмездной помощи, не предусмотрены.
- В то же время для таких организаций предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде безвозмездной помощи.
- 1. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ).
- Согласно статье 1 Закона N 95-ФЗ безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей данной статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
- При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Порядок).
- Документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием".
- Учитывая изложенное, доходы, полученные организацией в порядке гуманитарной или технической помощи от иностранного государства, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. При этом документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), является удостоверение, выданное в установленном порядке.
- 2. Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
- К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
- Грантами в целях главы 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям.
- Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
- Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
- Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю.
- 3. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
- К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Если полученные организацией финансовые средства не относятся к гуманитарной или технической помощи ввиду отсутствия соответствующих удостоверений; если они не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий признания их грантами; если нет иных оснований для отнесения финансовых средств к целевому финансированию (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (пункт 2 статьи 251 Кодекса), то они учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании пункта 8 статьи 250 Кодекса.
- Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
- Согласно статье 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
- Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 Кодекса.
- При этом в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Законом N 95-ФЗ.
- Реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию) (далее - удостоверение);
- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги) (далее - выписка банка).
- Таким образом, заключение контракта с донором (уполномоченной донором организацией) или с получателем безвозмездной помощи (уполномоченной получателем - федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией), наличие удостоверения и выписки банка являются обязательными условиями, при выполнении которых операции по реализации товаров (работ, услуг) могут быть освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
- В случае же заключения контракта с лицом, не поименованным в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса, и при отсутствии соответствующих удостоверения и выписки банка освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не производится, налогообложение производится в общеустановленном порядке.
- Вместе с тем дать однозначный ответ не представляется возможным в связи с отсутствием в тексте письма и уточняющем к нему дополнении каких-либо сведений о конкретном характере совершаемых Германским обществом по техническому сотрудничеству в Российской Федерации хозяйственных операций.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН