О направлении писем


Российская Федерация
Письмо ПФ РФ от 18 февраля 2009 года № ЛЧ-28-25/1354
О направлении писем
Принято
Пенсионным фондом Российской Федерации
  1. Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для использования в работе письмо Центрального банка Российской Федерации от 10.02.2009 N 21-Т, письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.02.2009 N 3399-СК/07, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2009 N ИК-87/06.
  2. Заместитель Председателя Правления
  3. Л.И.ЧИЖИК
Приложение
к Письму от 18 февраля 2009 года № ЛЧ-28-25/1354
Приложение
к Письму от 18 февраля 2009 года № ЛЧ-28-25/1354
  1. МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. ПИСЬМО
  3. от 10 февраля 2009 г. N 3399-СК/07
  4. Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрен запрос Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.01.2009 N ЛЧ-28-16/541 по вопросам реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ) в части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и отдельных положений Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 20, далее - Правила), и в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова 6 февраля 2009 года по указанным вопросам, сообщается следующее.
  5. По пункту 1.
  6. В соответствии с пунктом 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 20, далее - Правила), лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
  7. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку, исполнения обязательств по указанным кредитам или займам) лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 Правил, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, перечисленные в пункте 13 Правил.
  8. В случае если в кредитном договоре не указана цель предоставления кредита - приобретение или строительство жилья, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленных документов, перечисленных в пунктах 6 и 13 Правил, не имеет возможности сделать заключение о том, что средства, полученные по кредитному договору на потребительские нужды, были использованы заявителем или его супругом на приобретение или строительство жилья. Таким образом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе отказать в оплате сертификата, если в кредитном договоре (договоре займа) не указана цель предоставления кредита (займа) - приобретение или строительство жилья.
  9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) и Правила не содержат ограничений на использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в случае, когда лицу, получившему сертификат, была предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий из средств федерального, регионального или местного бюджетов в рамках действующих программ или мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе и в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
  10. По пункту 2.
  11. В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья лицо, получившее сертификат, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации справку кредитора (займодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом или займом.
  12. В случае если сумма обязательств по кредитному договору (договору займа) указана не в рублях, обязанность по урегулированию вопросов с кредитной организацией о возмещении долга (части долга) по кредиту или задолженности по выплате процентов в рублях лежит на владельце сертификата. Представляемая справка в обязательном порядке должна содержать сведения о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом или займом, выраженные в рублях.
  13. По пункту 3.
  14. В пункте 13 Правил определен перечень документов, которые представляются лицом, получившим сертификат, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в дополнение к документам, указанным в пункте 6 Правил, в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья. Минрегион России полагает этот перечень исчерпывающим. Кредитные организации, предоставляя целевые кредиты на приобретение или строительство жилья, контролируют целевое использование кредитных средств. Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья не вправе требовать представления дополнительных документов, не указанных в пунктах 6 и 13 Правил.
  15. При этом необходимо отметить, что представление свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных (заемных) средств, является обязательным ( подпункт "г" пункта 13 Правил). Использование средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья в случае, когда на приобретаемое (строящееся) жилое помещение (жилой дом) отсутствует свидетельство о государственной регистрации права собственности, Правилами не предусмотрено.
  16. Согласно подпункту "д" пункта 13 в случае, если приобретенное (построенное) жилое помещение оформлено в собственность не в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляется засвидетельствованное в установленном законодательством порядке письменное обязательство лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить указанное жилое помещение в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев:
  17. в случае приобретения (строительства) жилого помещения с использованием ипотечного кредита (займа) - после снятия обременения с жилого помещения;
  18. в случае индивидуального жилищного строительства - после ввода объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (при отсутствии обременения);
  19. в остальных случаях - после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала (при отсутствии обременения и при вводе объекта жилищного строительства в эксплуатацию).
  20. Таким образом, в случае индивидуального жилищного строительства переоформление права собственности на жилое помещение должно быть произведено в течение 6 месяцев после ввода объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (при отсутствии обременения). В остальных случаях (при отсутствии обременения) - в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала.
  21. По пункту 4.
  22. В случае если в кредитном договоре (договоре займа) и в представляемом в Пенсионный фонд Российской Федерации свидетельстве о государственной регистрации права собственности на жилое помещение указаны разные жилые помещения (по разным адресам), у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации нет оснований для перечисления средств материнского (семейного) капитала.
  23. По пункту 5.
  24. При индивидуальном строительстве в случаях, когда кредитные договора (договора займа) заключены и на строительство (пристройку) жилого помещения и на реконструкцию здания одновременно, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на погашение остатка основного долга или оплату процентов по данным договорам при соблюдении других требований, установленных Законом и Правилами .
  25. В соответствии с частью 2 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее. Таким образом, в случае приобретения индивидуального жилого дома (части жилого дома с отдельным входом) кредитные договора (договора займа) могут не содержать разграничения по сумме кредита на приобретение индивидуального жилого дома (части жилого дома с отдельным входом) и части земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом (часть жилого дома с отдельным входом), если такое разграничение не содержится в договоре купли-продажи.
  26. В данном случае территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на погашение остатка основного долга или оплату процентов по такому кредитному договору (договору займа) при соблюдении других требований, определенных Законом и Правилами .
  27. С.И.КРУГЛИК
  28. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  29. ПИСЬМО
  30. от 9 февраля 2009 г. N ИК-87/06
  31. О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ
  32. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  33. ОТ 13 ЯНВАРЯ 2009 Г. N 20
  34. В соответствии с п. 3 раздела II протокола совещания у заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.А. Топилина на тему "О реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Минобрнауки России подготовило и направляет информацию по вопросу о порядке действий собственников жилого помещения при оформлении обязательства, предусмотренного подпунктом д) пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 20) "О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
  35. И.И.КАЛИНА
Приложение
к Письму от 18 февраля 2009 года № ЛЧ-28-25/1354
О порядке выдачи письменного обязательства оформить жилое помещение в общую собственность
  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 20) утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (далее - Правила).
  2. Согласно подпункту д) пункта 13 Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам) лицо, получившее сертификат, наряду с другими документами предоставляет засвидетельствованное в установленном законодательством порядке письменное обязательство лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить указанное жилое помещение в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению (далее - письменное обязательство).
  3. Указанное письменное обязательство является односторонней сделкой, требующей нотариального удостоверения.
  4. В настоящее время лица, имеющие право совершать нотариальные действия, отказываются удостоверять письменные обязательства в случаях, когда одним из собственников жилого помещения, приобретаемого с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, является несовершеннолетний ребенок, ссылаясь на необходимость получения его родителями предварительного разрешения органа опеки и попечительства на дачу письменного обязательства.
  5. Минобрнауки России полагает, что в законодательстве отсутствуют основания для истребования лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, указанного документа (предварительного разрешения органа опеки и попечительства).
  6. В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного ( статья 37 ГК РФ).
  7. Согласно ст. 37 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства требуется на совершение сделок (на дачу согласия на совершение подопечным сделок) по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
  8. Письменное обязательство, являясь односторонней сделкой, порождает обязанность лица (лиц), направляющих средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с п. 13 Порядка, в установленные сроки оформить приобретаемое жилое помещение в общую долевую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
  9. При этом письменным обязательством не определяется (а законодательством не требуется определить) никаких существенных условий такой сделки, не производятся раздел общего имущества либо выдел из него долей, либо иные действия, которые могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних собственников.
  10. Таким образом, совершение родителем односторонней сделки по даче письменного обязательства (и/или даче согласия на предоставление письменного обязательства своим несовершеннолетним детям в возрасте от 14 до 18 лет) не влечет уменьшения имущества (стоимости имущества) несовершеннолетнего собственника, не изменяет и не обязывает родителя изменить размер доли несовершеннолетнего в общей собственности, а только подтверждает обязательство "оформить жилое помещение в общую собственность с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения", в связи с чем получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства на дачу письменного обязательства не требуется.

Предыдущая новость - О налогообложении финансовых средств, выделяемых через ГОТС

Следующая новость - Об особенностях заключения государственных контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства