» » » О направлении информационных материалов

О направлении информационных материалов


Российская Федерация
Письмо ФФОМС от 30 ноября 2009 года № 6010/30-3/И
О направлении информационных материалов
Принято
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в работе информационный материал "Об организации защиты прав граждан в системе ОМС".
  2. Просим довести данные материалы до сведения страховых медицинских организаций и медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
  3. Председатель
  4. А.В.ЮРИН
  5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
  6. "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОМС"
  7. I. Общие положения

  8. Одной из основных задач Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) является организационно-методическая деятельность по созданию эффективных механизмов защиты территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) прав застрахованных и организации контроля качества оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
  9. За период функционирования системы ОМС ФОМС разработан ряд нормативных документов, определяющих порядок и механизмы организации защиты прав застрахованных.
  10. В данном Информационном материале обобщена и систематизирована действующая на территории Российской Федерации нормативная практика по реализации защиты прав граждан в системе ОМС, принятая во исполнение Конституции Российской Федерации, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинскому страховании граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", других федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, иных нормативных правовых актов.
  11. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года сказано, что "нужно ориентироваться на реальные потребности людей, связанные с улучшением здоровья и с доступом к информации. В пилотном режиме начнется внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования".
  12. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 3 июня 1996 г. N 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" одной из основных целей региональной политики в Российской Федерации является обеспечение равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов.
  13. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) определено, что ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
  14. Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации, в которой также предусматриваются условия оказания медицинской помощи, а также критерии качества и доступности медицинской помощи, в том числе в части удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью.
  15. Взаимоотношения субъектов ОМС (гражданина, страхователя, СМО, медицинской организации (далее - МО)), права и обязанности застрахованных в системе ОМС, действие страхового медицинского полиса ОМС определяются Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными ФОМС от 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и , зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 декабря 2003 г. N 5359.
  16. II. Права застрахованных

  17. В системе ОМС закреплены следующие права застрахованных, определяемые Законом о медицинском страховании и подзаконными нормативными актами:
  18. - на обязательное медицинское страхование;
  19. - на выбор СМО, выбор МО, выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, в соответствии с договором ОМС;
  20. - на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема в государственной и муниципальной системах здравоохранения, предоставляемую в рамках территориальных программ ОМС, на всей территории Российской Федерации;
  21. - на проведение контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи;
  22. - на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  23. - на информированное добровольное согласие (отказ) на медицинское вмешательство;
  24. - получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  25. - на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинской организации, в котором ему оказывается медицинская помощь, в орган управления здравоохранением муниципального образования или субъекта Российской Федерации, в СМО, ТФОМС, ФОМС, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, арбитражную экспертную комиссию либо в суд.
  26. Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
  27. Кроме того, граждане, застрахованные в системе ОМС, должны:
  28. - получить и хранить страховой медицинский полис;
  29. - при изменении постоянного места жительства возвратить полученный ранее страховой медицинский полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (для застрахованных неработающих граждан);
  30. - в случае утраты страхового медицинского полиса ОМС написать заявление на получение дубликата полиса в СМО, выдавшую полис.
  31. - Правовые аспекты защиты прав некоторых категорий граждан
  32. Медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется статьями 7 и 8 Закона о медицинском страховании и разъясняется письмами ФОМС от 11 июля 1995 г. N 3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС" и от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и "О медицинском страховании иностранных граждан".
  33. На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.
  34. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
  35. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации", Приказ Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 315 "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации").
  36. Порядок ОМС иногородних студентов и учащихся дневных отделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также студентов-иностранцев разъясняется в письмах ФОМС от 5 октября 2000 г. N 4647/30-3/и "Об ОМС студентов, учащихся и аспирантов образовательных учреждений" и от 2 сентября 2002 г. N 3237/30-3/и "Об ОМС иногородних студентов и учащихся дневных отделений образовательных учреждений".
  37. Порядок оказания медицинской помощи в условиях ОМС военнослужащим, сотрудников милиции, органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и членам их семей поясняется в письмах ФОМС от 19 марта 1997 г. N 1129/33-и "Об ОМС пенсионеров Минобороны России и др. министерств (ведомств), в которых законом предусмотрена военная служба", от 3 марта 2000 г. N 1089/30-3/и "Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы", от 31 июля 2001 г. N 2971/30-3/и "Об оплате медицинской помощи военнослужащим, занимающимся другой оплачиваемой деятельностью" и от 11 августа 2003 г. N 3163/30-3/и "Об оплате медицинской помощи, оказанной курсантам военных и иных образовательных учреждений профессионального образования".
  38. Порядок организации медицинской помощи осужденным представлен в совместных разъяснениях МВД России от 16 декабря 1996 г. N 1/21284 и ФОМС от 19 декабря 1996 г. N 5171/33-и "О страховых взносах в фонды ОМС в условиях функционирования уголовно-исполнительной системы МВД России", а также разъяснениях ФОМС от 21 июня 2003 г. N 2507/30-3/и "О медицинском страховании осужденных, содержащихся в колониях-поселениях" и от 18 июля 2007 г. N 5079/30-3 "Об обязательном медицинском страховании осужденных".
  39. Работники религиозных организаций, а также священнослужители согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  40. Порядок организации ОМС граждан, работающих в религиозных организациях, проживающих на территории культовых зданий, а также священнослужителей разъясняется письмом ФОМС от 30 августа 2000 г. N 4081/30-3/и "О медицинском страховании работников религиозных организаций".
  41. III. Механизмы защиты прав граждан

  42. - Обеспечение страховыми медицинскими полисами ОМС
  43. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан.
  44. Типовые договоры ОМС работающих и неработающих граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" , а форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении - Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и Приказом ФОМС от 15 августа 2000 г. N 67 "О введении единой системы формирования номера страхового медицинского полиса ОМС".
  45. Рекомендации по организации обеспечения застрахованных граждан страховыми медицинскими полисами ОМС представлены в Методическом пособии ФОМС "Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Вопросы организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС" (далее - Методическое пособие).
  46. ТФОМС в установленном порядке ведет регистр застрахованных лиц в системе ОМС субъекта Российской Федерации и регистр выданных страховых медицинских полисов ОМС.
  47. Порядок обеспечения страховыми медицинскими полисами ОМС работников организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, разъясняется в совместном письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФОМС от 28 августа 2001 г. N БГ-6-05/658/ N МЗ-16-25/7003/ N 02-08/06-2065П/ N 3205/80-1/и "Об уплате ЕСН (взноса) организациями, в состав которых входят обособленные подразделения" и письме ФОМС от 25 октября 2005 г. N 5185/20-2 "О регистрации страхователей".
  48. - Выбор СМО
  49. Для оценки показателей деятельности СМО по защите прав граждан, застрахованных в системе ОМС, ТФОМС могут использоваться Рекомендации ФОМС по интегрированной оценке деятельности СМО в системе ОМС по защите прав застрахованных граждан, опубликованные в Методическом пособии ФОМС.
  50. Выбор (замена) СМО осуществляется застрахованным лицом в соответствии с порядком, принятым на территории субъекта Российской Федерации, из числа СМО, имеющих лицензию на проведение ОМС на территории субъекта Российской Федерации, перечень которых публикуется ТФОМС в официальных периодических изданиях.
  51. В случаях, когда дееспособность гражданина ограничена по основаниям, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, выбор (замена) СМО производится законным представителем гражданина.
  52. - Выбор МО и врача
  53. Граждане вправе в соответствии со статьей 6 Закона о медицинском страховании выбирать медицинскую организацию и врача в соответствии с договорами ОМС.
  54. Гражданам представляется информация о показателях деятельности медицинских организаций в системе ОМС, мониторинг которых осуществляют ТФОМС и СМО (используются данные соцопросов по удовлетворенности населения медицинской помощью, результаты мониторинга по форме N ПГ, рейтинги МО).
  55. - Обеспечение прав граждан на конфиденциальность информации
  56. Фонды ОМС в соответствии со статьей 12 Закона о медицинском страховании ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.
  57. ФОМС осуществляет защиту информации ограниченного доступа в целях выполнения основных задач, сформулированных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
  58. Сотрудники ТФОМС и СМО в целях соблюдения конфиденциальности сведений, которые стали им известны при исполнении служебных, профессиональных и иных обязанностей, руководствуются действующими нормативными правовыми актами.
  59. Механизм реализации права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установленного Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предложен в Методических рекомендациях ФОМС от 27 октября 1999 года "Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него".
  60. - Контроль объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС как основной механизм защиты прав граждан
  61. Нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат определяются ежегодно в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также в территориальных программах ОМС.
  62. Контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе ОМС и договору на оказание медицинской помощи по ОМС, осуществляется СМО и ТФОМС в порядке, регламентированном Приказом ФОМС от 26 мая 2008 г. N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования", письмами ФОМС от 22 июля 2005 г. N 3491/30-3/и и от 1 августа 2007 г. N 5679/30-2/и "О лицензировании экспертной деятельности".
  63. Расходование СМО финансовых средств, полученных по результатам контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС, осуществляется согласно Приказу ФОМС от 31 августа 2007 г. N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование" и письмом ФОМС от 29 декабря 2007 г. N 10018/30-2/и "О разъяснении ряда вопросов по реализации Приказа ФОМС от 31.08.2007 N 181".
  64. При выявлении нарушений СМО и ТФОМС используют свои права по защите интересов застрахованных и могут требовать в установленном порядке от медицинской организации возмещения ущерба, причиненного застрахованному по вине учреждения или его работника.
  65. Частичная или полная неоплата СМО медицинской помощи по результатам контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи не освобождает МО от возмещения застрахованному лицу причиненного по вине МО материального вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  66. В субъектах Российской Федерации с целью совершенствования обеспечения и защиты прав граждан на получение качественной медицинской помощи создаются территориальные советы по управлению качеством медицинской помощи, права и обязанности которых представлены в примерном положении о территориальном (межведомственном) совете по управлению качеством медицинской помощи, опубликованном в Методическом пособии.
  67. - Порядок рассмотрения обращений (жалоб, заявлений) застрахованных и досудебного предъявления
  68. Организация работы ТФОМС и СМО по обращениям и жалобам застрахованных осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письмом ФОМС от 6 мая 2009 г. N 1530/30-3/и "О рекомендациях ФОМС о порядке рассмотрения обращений граждан в системе обязательного медицинского страхования".
  69. Застрахованный гражданин может избрать досудебную защиту своих прав и интересов, обратившись в МО, СМО, ТФОМС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзные организации, общество защиты прав потребителей и федеральные органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в системе защиты прав застрахованных граждан.
  70. ТФОМС, СМО и МО обязаны вести учет писем, заявлений, жалоб, поступающих в их адрес, в едином порядке, обеспечивающем возможность отслеживания сроков прохождения и подготовки ответов на поступающую корреспонденцию. Устные и письменные обращения принимаются от гражданина лично или через его представителя, заносятся в журналы регистрации устных и письменных обращений. Журналы обращений ведутся раздельно.
  71. По обращению застрахованного СМО (ТФОМС) имеет право проводить экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС, не дожидаясь результатов ведомственной экспертизы МО, при необходимости с привлечением внештатных врачей-экспертов, порядок ведения регистра которых представлен в Примерном положении о регистре внештатных экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС, опубликованном в Методическом пособии.
  72. При выявлении в результате разбора жалобы неквалифицированных действий медицинских работников, повлекших за собой причинение вреда здоровью застрахованного, страховщик определяет размер ущерба и предъявляет МО претензию, включающую в себя возмещение размера вреда пострадавшему.
  73. Способы и механизм разрешения конфликтов, порядок разбора жалоб и возмещения вреда (ущерба), создания третейских судов отражены в Методических рекомендациях ФОМС от 27 апреля 1998 года "Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы ОМС".
  74. Если МО не осуществило возврат денежных средств гражданину, СМО представляет интересы гражданина в суде.
  75. - Порядок судебного предъявления и рассмотрения обращений (жалоб, заявлений) застрахованных
  76. Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ , Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  77. Граждане Российской Федерации имеют право на предъявление иска страхователю, СМО, МО, в том числе на материальное и моральное возмещение причиненного по их вине ущерба, в соответствии со статьей 6 Закона о медицинском страховании.
  78. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения материального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
  79. В соответствии со ст. 15 Закона о медицинском страховании, с п. 4 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 , СМО могут выступать истцом в отношениях по возмещению ущерба в случае нарушения прав застрахованных в системе ОМС. СМО вправе предъявлять в судебном порядке иск МО или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
  80. Подготовка дел, связанных с защитой прав застрахованных, к судебному разбирательству осуществляется на основании Методических рекомендаций для структурных подразделений по защите прав застрахованных территориальных фондов ОМС (СМО) по подготовке дел, связанных с защитой прав застрахованных, к судебному разбирательству, утвержденных Приказом ФОМС от 11 октября 2002 г. N 48.
  81. Одним из направлений деятельности системы ОМС по организации защиты прав застрахованных является применение регрессных исков по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам в системе ОМС вследствие противоправных действий третьих лиц.
  82. Перечень оснований для предъявления регрессных исков по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам в системе ОМС вследствие противоправных действий третьих лиц, а также порядок определения размеров и оформления таких исков регулируется статьей 28 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Методическими рекомендациями "Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц", утвержденными ФОМС от 15 мая 1998 г. N 2231/36-и.
  83. Направление средств, взысканных с юридических и физических лиц, определяется Приказом ФОМС от 31 августа 2007 г. N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование".
  84. - Информирование граждан об их правах в системе ОМС
  85. Информация населения о правах пациента в системе ОМС осуществляется путем публичного - через средства массовой информации (телевидение, радио, интернет-ресурсы), а также индивидуального информирования - путем личного обеспечения пациентов справочным материалом по защите прав застрахованных (выпуск наглядных материалов - календари, брошюры и т.д., размещение информации о правах пациентов на страховом медицинском полисе ОМС, в МО, СМО, ТФОМС).
  86. Работа со средствами массовой информации заключается в регулярных публикациях в печатных изданиях, участие в телевизионных и радиопередачах, ведение социальных рубрик вопросов и ответов по организации медицинской помощи в условиях ОМС и защите прав застрахованных.
  87. Особое место в организации информированности населения о правах граждан необходимо уделять доступности информации о защите прав застрахованных в медицинских организациях. С этой целью СМО совместно с МО обеспечивают наличие информации по организации медицинской помощи в условиях ОМС и защите прав застрахованных в приемных отделениях, регистратурах, холлах МО.
  88. Кроме того в ТФОМС, СМО и МО должны быть обеспечены условия для личного приема граждан.
  89. Одна из форм защиты прав граждан СМО - это создание в МО представительств СМО, порядок организации работы которых рекомендован в Примерном положении о представителях СМО в лечебно-профилактических учреждениях системы ОМС и письме ФОМС от 28 апреля 2008 г. N 2288/30-3 "О рекомендациях ФОМС по изучению опыта работы Ростовского областного фонда ОМС и ТФОМС Санкт-Петербурга по организации защиты прав граждан в системе ОМС", опубликованных в Методическом пособии ФОМС.
  90. При организации мероприятий, направленных на изучение удовлетворенности граждан качеством оказанной медицинской помощи в конкретных МО, работающих в системе ОМС, рекомендуется проводить социологические опросы (анкетирование) граждан для последующей оценки удовлетворенностью работой МО, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационаров, амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) и дневных стационаров различного типа, работающих в рамках реализации территориальных программ ОМС.
  91. Проведение социологических опросов регламентируется Приказом ФОМС от 29 мая 2009 г. N 118 "О Методических рекомендациях "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования".
  92. ТФОМС и СМО проводятся мероприятия (совещания, семинары, плановая учеба) по информированию медицинских работников о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан, ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи и правах граждан при ее получении.
  93. Обеспечение информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в системе ОМС определяется методическими рекомендациями, утвержденными Приказом ФОМС от 8 мая 2009 г. N 98 "Об утверждении рекомендаций "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС", и письмом ФОМС от 21 октября 2009 г. N 5225/30-5/и.
  94. - Мониторинг деятельности ТФОМС и СМО по защите прав граждан
  95. ФОМС осуществляет мониторинг состояния защиты прав граждан и контроля качества медицинской помощи, на основании которого детально анализирует и систематизирует основные показатели деятельности ТФОМС и СМО по вопросам организации защиты прав граждан и контроля качества медицинской помощи в системе ОМС (основные причины обращений граждан, результаты досудебной и судебной защиты, контроль объемов и качества медицинской помощи, данные социологических опросов по удовлетворенности качеством медицинской помощи и информированию граждан).
  96. Отчетность по защите прав застрахованных представляется СМО в ТФОМС, ТФОМС в ФОМС в соответствии с Приказом ФОМС от 14 августа 2008 г. N 175 "Об утверждении формы ведомственного статистического наблюдения N ПГ и инструкции по ее заполнению", а также разъяснительными письмами ФОМС от 11 ноября 2008 г. N 6234/30-3/и и от 19 февраля 2009 г. N 828/30-и, определяющими методологические подходы к организации работы ТФОМС и СМО по представлению отчетности по защите прав граждан. Итоговые информационно-аналитические справки ФОМС с соответствующими рекомендациями направляются в ТФОМС.
  97. IV. Схема взаимодействия органов, участвующих в защите прав граждан, застрахованных в системе ОМС

  98. В целях координации и разработки организационно-правовой и методической базы системы защиты прав граждан в условиях ОМС, оптимизации проведения контроля качества медицинской и лекарственной помощи при ФОМС в соответствии с Приказом ФОМС от 7 августа 2006 г. N 8 создан Межрегиональный координационный совет по организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
  99. В соответствии с Приказом ФОМС от 12 июля 2007 г. N 143 "О представителях ФОМС в федеральных округах" в каждом федеральном округе Российской Федерации назначается представитель ФОМС, который содействует координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ТФОМС по реализации мероприятий в области ОМС, в том числе организации работы по защите прав граждан.
  100. Организационные принципы формирования территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан, в том числе создания координационного совета по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации сформулированы в Методических рекомендациях "Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования", утвержденных Приказом ФОМС от 6 сентября 2000 г. N 73, и письмах ФОМС от 6 марта 2008 г. N 1203/30-3/и "О рекомендациях ФОМС по активизации деятельности Координационных советов субъектов Российской Федерации по организации защиты прав граждан в системе ОМС" и от 15 мая 2008 г. N 2612/30-и "Об участии СМО в деятельности Координационных советов по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС субъектов Российской Федерации".
  101. Для использования опыта работы в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи, накопленного участниками системы ОМС субъектов Российской Федерации, применяется практика совместной деятельности в рамках Соглашения о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи при реализации территориальной программы ОМС в федеральных округах.

Предыдущая новость - Об имущественном налоговом вычете по налогу на доходы физических лиц

Следующая новость - О направлении временных рекомендаций ВОЗ